Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

  РОДНАЯ СТАНИЦА БРИНЬКОВСКАЯ 

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

БЕЙСУГСКИЙ РЕДУТ

РЕДУТ - ПОЛЕВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ, ОБЫКНОВЕННО ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНОЕ, ОБНЕСЕННОЕ ЗЕМЛЯНЫМ ВАЛОМ

Историк-краевед В.В. Винокуров

Во второй половине XVIII века Кубань и Крым оказываются в центре борьбы России и Турции за господство в Северном Причерноморье. Проиграв в войне, Турция никак не хотела смириться с условиями Кючук - Кайнарджийского мира (1774г.), по условиям которого к России отходила крепость Азов, а южная граница устанавливалась по реке Ее. Крымское Ханство объявлялось независимым от турецкого султана, а значит становились независимыми от его власти и кубанские ногайцы - вассалы Крыма. Ногайцы кочевали в степях Предкавказья, их знать была жадной и вероломной, в любой момент могла перейти на сторону того, кто больше заплатит и Турция часто этим пользовалась.

После 1774г. в нарушение договора турецкий султан неоднократно пытался посадить в Крыму своего ставленника, на что в ноябре 1776 года Россия вводит свои войска в Крым, а чуть позже и на Кубань, где начинается строительство укрепленной линии, часть которой решают проложить по левому берегу реки Кубань.

В такой обстановке к 1777 году, за ненадобностью, прекращает свое существование турецкий редут Ахтар-Бахтар, находившийся на берегу Ахтарского лимана. К середине XIX века на этом месте из множества рыболовных заводов оформляется небольшой поселок, преобразованный в 1900 году в станицу Приморско-Ахтарскую.

Ахтарский редут уничтожается и одновременно в устье реки Бейсуг, при впадении ее в лиман и на реке Кирпили, напротив современной станицы Роговской, строятся два редута, главная задача которых - охранять дорогу, связывающую Россию с такой еще далекой и дикой окраиной, какой была в то время Кубань. Эта дорога выходила из крепости Святого Дмитрия Ростовского (г. Ростов - на - Дону) через Азов, Ейское укрепление (устье р. Еи), далее на юг через р. Ясени, между Ханским озером и Кущеватым лиманом и выходила к устью р. Бейсуг. Эта река имеет очень широкое и топкое русло, а единственно удобное место для переправы находится при впадении реки в Бейсугский лиман. Именно здесь и строится в 1777 году редут, который позволял контролировать эту переправу, а значит и всю дорогу, пересекающую Кубань с севера на юг. От Бейсуга дорога шла к Кирпильскому редуту и переправе через реку и далее к крепости Благовещенской, которая находилась в районе современного г. Славянска-на-Кубани.

Ситуация на юге была настолько взрывоопасная, что туда решают направить генерал - поручика Александра Васильевича Суворова, талантливого полководца и гибкого дипломата. В конце 1777 года он получает распоряжение выехать на Кубань и принять командование Кубанским Корпусом, которым командовал И.Ф. Бринк.

В первые дни 1778 года А.В. Суворов подъезжал по указанной дороге к реке Бейсуг. Кубанский историк В.С. Соловьев так нарисовал открывшийся ему с высокого правого берега реки вид: «… за рекой, на высоком обрывистом берегу, виднелись валы первого коммуникационного редута - Бейсугского. Левее редута виднелись скирды сена, камышовые конюшни, землянки и турлучные домики. Вправо длинной желтой лентой протянулся высокий и обрывистый берег Бейсугского лимана.»

Сохранилось письмо А.В. Суворова, написанное 21 июня 1778 года Г.А. Потемкину, в котором он писал, что : «На Бейсюге мушкетер низовской полроты (1/2), при нем чугунное орудие - 1, резерва не состоит, кроме казачьей почтовой команды.» (Мушкетерами в то время называли большую часть пехоты России, «низовской» - т. е. Низовского пехотного полка, входящего в состав Кубанского корпуса.)

В 1779 году Турция подтвердила условия Кючук - Кайнарджийского мира и независимость Крымского Ханства. На что Россия срыла все укрепления на Кубани и отвела свои войска за реку Ею. Были уничтожены Бейсугский и Кирпильский редуты, которые просуществовали около двух лет.

Летом 1783 года на Кубани опять напряженная обстановка. 8 апреля 1783 г. публикуется Манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского правобережья к России. Жителей Кубани - ногайцев, правительство решает переселить в Уральские степи, т. к. их присутствие не давало гарантий мира и спокойствия, тем более, что не все ногайцы были согласны на переселение. Вот почему А.В. Суворов вместе с Кубанским корпусом снова на Кубани. Перед ним была поставлена задача по возможности мирным путем переселить кочевников в Заволжье.

На Кубани корпус занимает важные посты: Темрюк, Ачуев и конечно же Бейсугский и Кирпильский редуты, главные силы располагаются в крепости Копыл (современный город Славянск на Кубани).
Для улучшения сообщения между отдельными пунктами Суворов приказывает отремонтировать дороги, а через реки построить понтонные переправы. В 1879 году было составлено описание Ейского уезда, куда в то время входила территория нашего нынешнего района. Т. Стефанов писал: «Бейсугское гирло особенно замечательно тем, что при топком русле реки против Бриньковской станицы имеет весьма крепкий, с песчаной подошвой переезд вброд. Этот переезд местными жителями называется «понтонами». В преданиях не сохранилось рассказа об этих понтонах, но можно полагать, что эта крепкая подошва на топком русле поперек гирла искусственная. Вероятно, что здесь была переправа войск во время суворовских походов против ногайцев. По преданию здесь был построен русскими войсками в прошлом столетии понтонный мост.»

Как жива народная память, прошло почти сто лет после суворовских походов, а бриньковчане все еще называли переправу через реку понтонами!

Сколько «прожил» во второй раз Бейсугский редут неизвестно, однако можно предположить, что после окончательного выселения ногайцев с Кубани он уже был не нужен, Приазовские степи опустели. Г.А. Потемкин в феврале 1784 года известил А.В. Суворова о том, что «Порта Оттаманская признала подданство Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Границей России стала река Кубань, а опустевшие Кубанские степи ждали своих новых хозяев - черноморских казаков.

Много чего повидали берега реки Бейсуг за время своего существования, много воды утекло со времени суворовских походов. Сейчас берега реки соединила дамба, по которой проходит асфальтированная дорога, соединяющая Приморско - Ахтарский и Каневской районы. Бывая в станице Бриньковской, проезжая по этой дороге, с волнением осознаешь, что твои следы пересекаются со следами великого человека - полководца, военного инженера, дипломата - Александра Васильевича Суворова. Станица Бриньковская - это то место, где неоднократно побывал этот человек, и неважно, что это было еще до того, как на Кубань переселились черноморские казаки, которые потом поселились в этом удобном для жилья и рыболовства месте. В 1815 году хуторяне получили официальное разрешение проживать в этом месте, а будущая станица получила свое название от фамилии командира Кубанского корпуса Ивана Федоровича Бринка.

ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz