Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

  РОДНАЯ СТАНИЦА БРИНЬКОВСКАЯ 

ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ ЩЕРБИНА (1849 – 1936 гг.)

ВОСПОМИНАНИЯ. ПЕРЕЖИТОЕ, ПЕРЕДУМАННОЕ И ОСУЩЕСТВЛЕННОЕ В 4 ТОМАХ. III ТОМ.

26 февраля 2014 года исполнилось 165 лет со дня рождения известного кубанского учёного, историка, писателя и общественного деятеля Фёдора Андреевича Щербины. К памятной дате на Кубани были приурочены сразу несколько презентаций недавно вышедшего из печати третьего тома его воспоминаний. Накануне этого дня руководитель краевого фонда памяти Ф.А. Щербины Сергей Левченко и Сергей Корбан, атаман станицы Новодеревянковской, родины историка, посетили станицу Бриньковскую. Её жителям был представлен третий том воспоминаний - описываемые в нём события происходят как раз в Бриньковской. Как и предыдущие два тома, книга была издана на средства фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело". Атаман станицы Новодеревянковской С.Г. Корбан (справа) вручает книги главе станицы Бриньковской В.А. Лозе. Кроме администрации, станичных музея, казачьего общества и библиотеки, книги были подарены также располагающемуся в Бриньковской Приморско-Ахтарскому казачьему кадетскому корпусу...








Краевым фондом памяти Ф.А. Щербины издан 3-й том его воспоминаний «Пережитое, передуманное и осуществлённое». Издание тиражом в 2 тыс. экземпляров вновь осуществлено при поддержке фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» в рамках программы «Историко-культурное наследие Кубани». Научный редактор издания Чумаченко В.К. пишет: «Третий том воспоминаний Ф.А. Щербины вновь переносит нас на Кубань, в историческую Черноморию. В создании сельскохозяйственной артели согласились принять участие, помимо Ф. Щербины, еще четверо семинаристов: Яков и Григорий Попко, Кирилл Грачев и Василий Архангельский, покинувшие ради этого последний курс Кавказской духовной семинарии. Местом эксперимента, призванного потрясти государственные основы, выбрали станицу Бриньковскую, где служил дьяком отец К. Грачева. Работая в артели, Федор Андреевич освоил все сельскохозяйственные премудрости: считался лучшим косцом («водил перед») и был отличным плугатырем».

Особый интерес, безусловно, 3-й том воспоминаний представит для жителей современной Бриньковской – ведь все герои книги взяты из жизни и действуют под настоящими именами. Станица Бриньковская принадлежала к числу самых глухих и слабо затронутых культурным влиянием извне станиц, несмотря на очень благоприятные естественноисторические условия: обширный Бриньковский лиман, самая мощная степная река – Бейсуг, «князь степных вод» в переводе с татарского языка, обширная плодородная степь.

«Бриньковское население не сразу обратило на нас должное внимание, — пишет Ф. Щербина. – И сам Свиридонович подумал, что к отцу Петру приехали знакомые – «скубенти», которые поживут-поживут и уедут к себе. Но позже, когда узнали тайну немецкого плуга, их признали людьми не легкомысленными, а полезными для станицы и в некоторой степени даже своими, так как по происхождению мы были свои, казаки».

Казаки, как и Свиридонович, не видели в ассоциации примера для подражания. Свиридонович высказался так:

«Мени це дило не з руки. У мене маеться своя «сацияция» — два сына, дви невистки та я з старою, велика симья. У нас все добро налажено и як по маслу иде. Якои ж трэба нам ще «сацияции?. Може оно у вас и выйде, так тильки тоди и вы скажете «гоп!», як воно у вас выскоче!»

«В течение первой недели мы возились с распашкой целины – пять дней ушло на пахоту, а шестой – на посадку семян на баштане и на посев проса и льна. Затем, во всё остальное время, работы производились в две смены: двое пахали мягкие земли немецким плугом, а двое скородили вспаханную землю и сеяли; они же вели кухню – готовили обед, а завтра, полдник и ужин мы устраивали все сообща. Во время дождливых дней они, по выражению Ф.Щербины, «кейфовали»: спали, читали, вели разговоры»

Может быть, описания трудовых будней ассоциации покажется кому-то излишне подробным и детализированным. Но автор, предвидя это, пишет: «Вся жизнь слагалась из подобных мелочей, и кардинальный для земледельца вопрос о реализации продуктов его трудового года на торговых рынках так был опутан разного рода мелочами, как паутиной».

Многим читателям могут показаться интересными описания разных людей и характеров казаков. Васька Орлов, однокурсник по Кавказской духовной семинарии, высказывает своё мнение: «Черноморцы ваши – люди иного сорта, люди умные, сметливые и, как хохлы, себе на уме. Я нарочито останавливался в некоторых станицах, чтобы присмотреться к ним. Коли ты чужой для них человек, лишнего слова у черноморца из зубов не вырвешь. стоит он, молчит, на тебя смотрит, а глазами, как аршином, с головы до ног меряет… Я ближе сошёлся с ними, чем с линейцами, хотя и плохо понимал их язык. Они мне очень понравились… Не навязчивы, не заносчивы, знают себе цену и умеют других ценить, а когда столкнёшься с ними на деле, лучших приятелей и не найдёшь».

Вообще Фёдор Андреевич высоко ценил роль дружбы в своей ассоциации. «Наши отношения всегда были дружественны. Я ценил в товарище (Вася) его честность, безукоризненное отношение к обязанностям, работоспособность и активное проявление её, несмотря на его невоздержанность в языке, некоторую долю самомнения и другие мелкие грешки. Нас обоих, несомненно, ещё более сблизила болезнь. Я чувствовал признательность к нему за его сердечные отношения ко мне и заботливость, а он стал сдержаннее, уступчивее и доверчивее».

Как известно, казачество издавна привержены православной вере. Но наряду с этим, процветало суеверие. Щербина некоторое время обучал детей зажиточного казака Григория Львовича Миргородского. И вот однажды в понедельник Григорий Львович запретил заниматься с детьми.

«Сёгодня не слид бы займатысь им книжками та ученням. – Чого? – вырвался у меня вопрос. – Хиба ж вы забулы, що сёгодня понедилок? – спросил он меня. – Ни, нэ забув, — ответил я, не понимая, к чему клонил своё замечание казачий патриарх. – Понедилок – важкый дэнь, — пояснил он».

Несмотря на это, Фёдор Щербина отметил у казачьих детей интерес и внимание к книжной премудрости. У них на всё было своё мнение. «Когда по русской грамматике шёл урок о падежах, то один из учеников, услышав слово «падеж», с оживлением спросил у меня: «Хиба в граматыци слова так дохнуть, як у нас скот?». Когда же я объяснил ученику, что в грамматике падежами называют изменения слова в конце слова, то он огорошил меня вопросом: «Нащо ж учении люды ввели в грамматику такэ поганэ слово?».

Интересны описания казачьего быта и методов хозяйствования. «Доили на хуторе коров таким же варварским способом, как и всюду по Черномории. Из особого помещения выпускали телят, которые быстро по мычанию матерей находили их. Телят подпускали к соскам матерей для вызова в сосках молока и жестоко деревянными отбывачами мили их по мордочкам, когда они пытались полакомиться материнских молоком при работе доильщицы».

Всем своим трудом бывшие семинаристы хотели показать возможность коренного переустройства земледельческого хозяйства, всей экономики в жизни трудового народа. Всей своей жизнью Ф.Щербина доказывал, что думающему человеку, радеющему за судьбы своих земляков, невозможно просто прожить для себя. Он размышлял и над отрицательными явлениями, и над тем, почему же при всём своём трудолюбии народ живёт плохо и трудно, и над тем, какую роль играет воспитание в жизни людей. «В своей долголетней жизненной практике я неоднократно останавливался на воспитательном значении трёх стихий – материнской любви, материнского языка и общекультурных условий – при развитии и формировании отельных личностей»

Рано задумался Ф.Щербина и о вреде пьянства. «Особенно недопустимым казалось мне свободное, как бы гарантируемое законом, потребление спиртных напитков на разного рода торжествах и праздниках, в которых наряду с обыкновенной публикой принимали участие духовные лица и представители власти». «Мой первый опыт в печати по вопросу об алкоголизме как источнике гражданских безобразий и преступных деяний убедил меня в полной моей пригодности для научных и литературных работ в народническом духе».

Обнадеживающие результаты первого года работы убедили реформаторов в правильности своего предприятия, однако на второй год их преследовали сплошные неудачи. Год выдался неурожайным, сено сгорело, а вентеря для рыбной ловли порезали конкуренты. Но самое главное: станичники, в принципе хорошо относившиеся к трудолюбивым артельщикам, отказались последовать их примеру коллективного труда, а значит, и главная цель начинания не была достигнута. Решено было на время прекратить эксперимент, а для начала поучиться в Петровской земледельческой академии, куда первыми должны были отправиться Ф. Щербина и Г. Попко.

Для учебы в Москве нужны были средства, а денег хватало только на дорогу. Фёдор Андреевич нанимается репетитором в семью богатого скотопромышленника Миргородского. Но истинным подспорьем в осуществлении мечты об учебе в высшем учебном заведении стала войсковая стипендия, выделенная атаманом М.А. Цакни. Она была честно заработана первой литературной публикацией Ф.А. Щербины в газете «Кубанские областные ведомости». В 1872 году в ней была опубликована его статья «Из станицы (Общественные кабаки)», в которой предлагалось вместо частных кабаков устроить общественные питейные заведения под контролем властей, с тем чтобы полученные доходы отчислялись в общественный капитал. Статья понравилась редактору газеты М. Гегидзе, который похлопотал за автора перед атаманом. Тот принял у себя семинариста, подробно расспросил о его желании учиться в Петровско-Разумовской академии, об интересовавших его науках и благословил на поездку в Москву.

Первый литературный успех и внимание областных властей резко переменили отношение к нему в родной станице. Многие считали, что после окончания курса наук Федора произведут прямо в чин сотника, минуя чины урядника и хорунжего, как это нередко случалось с лицами, получившими высшее образование в столицах. Но его самого волновали не служебные перспективы, а мысль о том, что он «будет служить народу в области его духовных нужд и связанных с ними материальных потребностей». Он твердо решил для себя не уходить с того пути, по которому шел уже «несколько юношеских лет, как народник, долженствующий честно служить трудовому народу».

Уезжая в Москву, Федор Андреевич увозил с собой многочисленные записи, заметки, извлечения из официальных документов, собранные им за два с половиной года работы на Кубани. Впоследствии они пригодились при написании его первых книг «Очерки южнорусских артелей и общинно-артельных форм» и «Земельная община Кубанских казаков», а также статей, опубликованных в ряде газет и журналов.

Проводы будущего студента вылились в настоящий апофеоз его «морального единения» со станичниками. Поскольку уезжать надо было до ранних петухов, отъезд отмечали накануне. Народу пришло множество. По обычаю принятой в таких случаях складчины знакомые и соседи несли пирожки с потрибкою, творогом, яблоками и вишней, колбасы и свежее свиное сало, горшочки с коровьим маслом и сметаной, жареных куриц и цыплят, а двоюродная сестра Марфа притащила целого жареного поросенка. Каждый участвующий в приношении передавал его хозяйке дома со словами «на дорогу». Все вдоволь ели и пили, поздравляя Федора с «наградой», каковой казалось им поездка на учебу. Он понимал всю неоднозначность их взглядов на его успех у начальства, но искренность сказанных земляками слов трогала и ободряла казака перед дальней дорогой.

«В то же время и природа как бы поощрительно отнеслась к нам, ярким светом приветствуя наше самостоятельное вступление в жизнь. Всходило солнце, и его льющие свет лучи красиво заблестели на крестах и куполах возвышавшегося высоко над городом кафедрального собора». Вот так поэтично описывает автор свою дорогу в дальнейшую нашу жизнь, в которую он и его друзья отправлялись убеждёнными народниками.

Тимошина Т.И., зав сектором краеведческой библиографии Каневской МЦБ

ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz