Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

  РОДНАЯ СТАНИЦА БРИНЬКОВСКАЯ 

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«ВО ИМЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ»

(Из истории церквей ст. Бриньковской)

Авторская работа историка-краеведа В.В. Винокурова

В настоящее время станицу Бриньковскую украшает новая церковь-красавица, освященная в ноябре 2011 года. Это третья церковь в истории станицы. А первая церковь была построена еще в 1859 году, и была освящена во имя святого Великомученика Георгия Победоносца. В 1916 году наряду с этой первой, деревянной церковью, была отстроена новая, во имя праздника иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Обе церкви разрушили в 1937 году, и более 70 лет над станицей не слышался колокольный звон. Этот рассказ о том, как наши предки выстроили в станице первую церковь. Для этого вернемся в середину XIX века.

После переселения Черноморцев на Кубань в устье Бейсуга, по берегам Бейсугского лимана, и в других, удобных местах, стихийно возникает ряд хуторов, владельцы которых так или иначе были связаны с рыбными промыслами. В 1794 году по берегам Бейсуга и Бейсугского лимана проживало 341 человек из 30 разных куреней войска.[32]

Плодородная земля, рыба, соль, лечебные грязи. Как заметит коммерсант Черноморского войска А. Посполитаки - «природа наградила эти места неисчислимыми довольствиями»,[33]эти «довольствия» привлекали в нашу местность предприимчивых казаков.

До 1855 года почти все земли в округе относились к Новоджерелиевской. Поэтому стихийно выросший поселок Бринков в 1843 году причисляется к станице Новоджерелиевской, которая находилась в 33 верстах от Бриньковской, на реке Кирпили.

Кроме Бриньковского поселка, на территории района имелись многочисленные хутора – «селитьбы». Это слово в настоящее время совершенно вышло из употребления, пришлось обратиться к словарю В.Даля, где нашлось ему объяснение: «поселенье кого-либо, водворение; сельцо, деревня; крестьянские дворы в купе без церкви». Наличие церкви повышало статус любого поселения, и являлось жизненно необходимым элементом русского быта.

В 1849 году, через шесть лет после причисления поселка к Новоджерелиевской, войсковой чиновник, осматривая Бриньковский поселок, запишет: «В этом поселке, до 100 дворов, довольно правильно расположенных. Жители занимаются хлебопашеством, скотоводством и рыболовством, которое производится преимущественно вентерями в устье реки Бейсуг. Представляется уместным и даже необходимым выстроить в поселке молитвенный дом или часовню, со способами жителей сообразную»[34].

Бриньковчане в те времена отличались дисциплиной и исполнительностью. Кроме того им очень хотелось добиться самостоятельности – отделиться от станицы Новоджерелиевской. В 1853 году группа казаков поселка направляет в Черноморскую канцелярию Прошение с просьбой образовать на базе поселка новую станицу. Войсковое начальство начинает оформлять необходимые документы, которые были отправлены в столицу. В то время для этого необходимо было Высочайшее повеление из Петербурга.

В рапорте Войскового Атамана Я.Г. Кухаренко, командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории, по этому поводу есть такие строки: «А в текущем году по ходатайству бринковских жителей с дозволения Войскового начальства разрешено Епархиальным начальством на место молитвенного дома построить церковь, с учреждением штатного церковного причета, с содержанием оного на счёт обывателей посёлка».

Бриньковские казаки в своем прошении 7 сентября 1853 года писали, что «к молитвенному дому, устроенному уже по разрешению Епархиального начальства и в другие по поселку чрезвычайные надобности, кроме того по общему предложению преднамериваем устройство в поселке Бринькове храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца на собственном своем попечении. О чем испрашивалось нами разрешение Епархиального начальства».

Церковь будет выстроена в 1859 году из материалов старой деревянной церкви, купленной в 1858 году в станице Брюховецкой.[35]

В этот период времени расходы на общественные нужды были значительными, так как кроме церкви, бриньковчанам пришлось строить здание станичного правления, а после церкви школьное здание. И в 1863 году в станице начала работать школа – в числе первых в Ейском уезде. Несмотря на это, через 10 лет после постройки церкви, на сходе принимается следующее решение:

«Мы, нижеподписавшиеся, депутаты с частью станичного общества, на сборе своем имели суждение. Что когда в прошлом, 1869 году, мы договорили подрядчика Екатеринославской губернии, Ростовского уезда, посада Азова мещанина Устима Дмитровецкого для починки и покраски нашей приходской церкви и пристройки колокольни. И на уплату ему, Дмитриевскому, мы не имели сей суммы, то поэтому мы приговорили произвести налог на каждого жителя нашей станицы от штуки лошадей и рогатого скота, и овец, от первого двух по 6-ти копеек, последних по 4 коп.

На основании этого принадлежащим жителям хуторам и в станице живущим лошади, рогатый скот и овцы, по распоряжению нашего станичного правления, по личному показанию хозяев, произведенных чрез именной список в известность. А как по некоторому времени, нам сделалось известным, что многие из жителей худобу свою показали неправильно. То есть с большим уменьшением. То посему, мы полагаем: «Дабы удостовериться в справедливости показанного жителями своего скотоводства, назначить и командировать понятых, а именно: урядника Иващенко и казаков Филиппа Яковенко, Максима Калеберду, Козьма Бутко, Арсения Негляда и Козьму Ткаченко с тем, что бы они при бытности хозяев проверили у каждого жителя свою худобу, и буде по таковом окажется у кого–либо сокрытая скотина - лошади и овцы, составить тем штраф»[36].

В архиве сохранился вышеупомянутый «Посемейный список жителей станицы Бриньковской»[37], где против каждого семейства было указано количество имеющегося у них скота. Неправильно указали количество своего скота всего несколько человек: казаки Федор Дыбля, Онисим Терпелец и войсковой старшина Василий Мулява. У Федора Дыбля – скота оказалось меньше, чем по списку правлении станицы, его переплата на постройку церкви составила бы 24 рубля 96 копеек, что по тем временам составляло значительную сумму, на которую можно было купить десяток овец или небольшую корову. Онисим Терпелец переплатил бы 7 рублей 02 копейки. Думается, что весь сыр-бор по данной проблеме возник из-за войскового старшины Василия Мулявы, который скрыл от станичников немного–немало, а 100 голов лошадей, 80 крупного рогатого скота и 1340 овец. Недоплата составила бы 62 рубля 70 копеек, стоимость 3-4х голов крупного рогатого скота теми деньгам. Однако сложность данной проблемы заключалась еще и в том, что этот казак был потомственным дворянином, как выслуживший это высокое воинское звание и высокое положение согласно «Табели о рангах». А значит, его не могли силой принудить к выплате сбора на строительство церкви, хотя такой богач, как он вряд ли бы стал портить отношения со станичным обществом, в котором в то время он был «выборным» или на сегодняшний лад – депутатом от Ахтарского поселка.

Как бы там ни было, молитвенный дом перестраивают в церковь, которая стала украшать Бриньковскую. Хотя на этот счет есть другое мнение, высказанное ни кем другим, как знаменитым Кубанским историком Федором Андреевичем Щербиной, жившим в станице на рубеже 60 - 70-х годов. Позже в своих «Воспоминаниях» он напишет: «Церковь была маленькая и выглядела убогой. Сравнительно с кафедральным собором в Ставрополе на горе или с гигантским собором, построенным черноморцами в Екатеринодаре, бриньковская церковь была просто букашкой. Больших строений – двухэтажных домов, магазинов, даже каменных зданий – в станице и в помине не было. Преобладали саманные лачуги, а строительными материалами служили глина и камыш. Не было даже не только железных, за исключением крыш на церковных уступах, но даже деревянных крыш»[38].

С августа 1874 г. и до самой смерти в 1888 году в Бриньковской церкви служил священником Кассиан Бардадымов, прадед кубанского писателя-краеведа Виталия Петровича Бардадыма. В архиве сохранились Метрические книги Георгиевской церкви станицы Бриньковской, в которых он своей рукой мелким каллиграфическим подчерком делал записи. В Бриньковской родились дед писателя – Афанасий Касьянович Бардадым и две его сестры, могилы которых сохранились на станичном кладбище до настоящего времени.

[32] Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII в.; истор. документы/ Адм. Краснодар. края, управ. по делам Архивов Краснодар. края, гос. учрежден. Краснодар. края «Государственный Архив Краснодарского края». – Краснодар: Диапазон-В, 2006. – 520 стр.: ил.
   [33] ГАКК, ф. 249. оп.1, д. 1804, л. 39-44
   [34] ГАКК.Ф.252.Оп.1.Д.1827.Л.4
   [35] Справочник по Ставропольской Епархии /Сост. св. Н.Т. Михайлов. – Екатеринодар: 1910. С.262-263
   [36] ГАКК.Ф.
   [37] ГАКК.Ф.1.Оп.1.Д.22.Все.
   [38] Щербина Ф.А. Собрание сочинений/Ф.А. Щербина. – Краснодар: Книга, 2008-.-(Серия1.Неизданные сочинения)/Т.3; С.282.

ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz