Православное братство "Радонеж" - крупнейшее
просветительское объединение Русской Православной Церкви.
Сейчас
«Радонеж» это три православных гимназии, радиостанция, газета,
интернет-портал, кинофестиваль, паломническая служба и множество
просветительских проектов. В 2010 году братство отметило свое 20-летие. Хотя
началось все гораздо раньше.
«Первая
наша регистрация - говорит Председатель «Радонежа» Евгений Никифоров -
произошла в 1987 году, с началом горбачевской перестройки. Тогда мы
зарегистрировались сначала экспериментально-творческое объединение, а вскоре
(в 1988 году) - кооператив «Радонеж». Это была единственная возможность
получить юридическое лицо. Мы назывались "творческо-производственный
кооператив "Радонеж".
«Радонеж» никогда не был формальным объединением и не ставил перед собой
надуманных целей. Мы всегда были братством православных людей, объединенных
любовью ко Христу, Его Церкви, собравшимися вокруг одного духовника -
знаменитого архимандрита Амвросия (Юрасова), основателя одного из крупнейших
женских монастырей - Свято-Введенского монастыря в г. Иваново. Мы, видимо,
не являемся каким-то особенным исключением этой эпохи. Я знаю, что в Польше
в то же время возникло братство православной молодежи, которое так же, как и
мы, открыло для себя существование Православной Церкви, было вдохновлено ее
величием и красотой и горячо пожелало ей послужить.
Мирослав
Матренчик, Евгений Чиквин, Юрек... Их стремления и мотивы настолько нам
близки и понятны, что нам иногда трудно себя как-то особенно от них
отличать. Мы представляли то поколение, которое уже не было запугано КГБ,
которое не знало чудовищных гонений на Церковь, и которое впитало в себя дух
свободы и независимости, стойко обозначило свое неприятие коммунистической
идеологии и всей, связанной с нею лжи.
Я думаю,
что если бы перестройка задержалась еще на несколько лет, я и мои приятели
остаток жизни провели бы в лагерях. Хочу вам напомнить, что уже во времена
гласности мой друг в 1989 году был арестован по статье "религиозная
пропаганда". И действительно, ведь до этого мы существовали как сообщество
религиозных диссидентов, мы создали три подпольных воскресных школы для
детей, занимались религиозным самиздатом. Ведь тиражи-то были по нынешним
меркам совсем не маленькие! Скажем, труды св. Иоанна Златоуста, в 1000
страниц том, были изданы тиражом в 1000 экземпляров. И ведь это на
«ксероксах», которые находились под особым контролем КГБ. Эти аппараты
находились в особых комнатах с оцинкованной дверью, и право размножить даже
производственную инструкцию давал только руководитель предприятия.
Но когда в
России наступили дни свободы, мы со всей своей нерастраченной энергией
бросились организовывать православные выставки, концерты, вечера. И тогда мы
во всем были первыми: первая пасхальная открытка была издана нами, первая
официально вышедшая православная книжка была выпущена нами. Мы обратились в
Союз архитекторов и делали с ними выставку "Христианское жилище". Вместе с
Союзом писателей делали конкурс на лучший Рождественский рассказ. С Союзом
художников делали первые выставки религиозной живописи. Наши вечера в
Культурном центре "Меридиан" собирали полуторатысячную аудиторию, билет
невозможно было купить, и люди стояли в проходах между кресел.
Но с
развитием законодательства и мы меняли свой статус. Сначала мы получили
статус общественного объединения, а с принятием Закона о свободе совести
стали тем, чем нам и полагалось быть: религиозным объединением Русской
Православной Церкви Московского Патриархата, православным братством
"Радонеж".
К этому времени многие наши начинания также приобрели законченные формы.
Наши дети подрастали, им нужно было идти в школу. Но ужасы советской школы,
особенно в ее постсоветском, уродливом выражении, нас пугали. Поэтому мы
создали для своих детей первую православную и соответственно первую
негосударственную школу в России - Православную классическую гимназию
"Радонеж" (1990 год), а в следующем году открыли еще две, подобные ей, школы
в Москве. Гимназия "Радонеж" сделала уже пятнадцать полных выпусков. Почти
все ее выпускники поступили в высшие ученые заведения Москвы, многие
окончили семинарии и уже стали священниками Русской Православной Церкви,
впрочем, это касается всех наших школ.
В этих
школах мы не стремились возродить дореволюционную гимназию. Да и вообще дух
стилизации нам не свойственен. Изменилось общество, у людей другие
потребности. Мы должны были сделать современную гуманитарную школу, в
которой дети получали бы повышенный уровень гуманитарного образования и
православно-нравственное окормление. Мы прекрасно понимали опасность искуса
фарисейства и как можно более тщательно обходили ее. Мне кажется, многое
удалось. Главное, что достигнуто в наших школах - это дух христианской
любви. Дети не чувствуют себя скованными, а отсюда возникает и - это
негосударственные светские учебные заведения, дающие среднее образование
повышенного уровня, гуманитарной (классической) направленности с
преподаванием ряда дисциплин вероучительного характера особенная мотивация к
обучению. Они легко и с интересом учатся по 9 уроков в день, да еще ходят на
факультативы.
Нам
хотелось посещать святые места - и мы создали Паломническую службу
"Радонеж". Теперь это - крупнейшая паломническая служба Русской Православной
Церкви, имеющая более 170 маршрутов в России и за рубежом. Слава Богу, что
наша служба за эти годы не превратилась в коммерческое предприятие, а
сохраняет главное в своем названии: служение. Даже самые неимущие могут
отправиться с нами помолиться в крупнейшие обители Русской Церкви и к
святыням вселенского Православия. В год более 10 тысяч паломников
отправляются по маршрутам "Радонежа".
Начавшаяся
перестройка привела к тому, что практически все СМИ оказались не столько
средствами массовой информации, сколько средствами влияния и пропаганды
отдельных финансово-промышленных групп. Создавалось ощущение, что правды
вообще невозможно доискаться. Поэтому мы создали Православное обозрение
"Радонеж" - первую независимую православную газету. Сейчас, хотя у газеты и
нет больших спонсоров, а развиваться без них в современной российской
экономической ситуации очень трудно, это все-таки 16-полосный ежемесячник,
выходящий тиражом в 25 тысяч экземпляров. Это голос Московских и Санкт
Петербургских духовных школ, московской православной интеллигенции.
Но
самым крупным нашим проектом, безусловно, стала радиостанция "Радонеж".
Идея
создания такой радиостанции появилась в 1990 году, как это ни покажется
парадоксальным, в Париже. Там я встретил замечательного человека,
представителя древней русской дворянской семьи, священника, ректора
Свято-Сергиевского Богословского института, о. Бориса Бобринского.
Оказалось, что этот чудесный подвижник в течение многих лет собирал средства
для существования созданной им маленькой радиостанции, студия которой
находилась в Париже, а передатчик в Португалии. И вот оттуда, из Португалии,
на коротких волнах, радиостанция "Голос Православия" дважды в неделю около
часа вещала на Россию. Отцу Борису были чрезвычайно дороги даже малейшие
весточки из России. Он буквально жил редкими письмами своих слушателей. Но
сейчас, когда появилась свобода слова в России, можно было делать дело
гораздо масштабнее. И вот, в 1990 году мы основали первую в России
независимую и, естественно, первую православную, радиостанцию "Радонеж".
Она
пережила и путчи, и расстрел Белого дома, всевозможные кризисы и дефолты
доказывая в самые критические моменты новейшей российской истории, что
Православие остается поистине совестью нации.
Не
вдаваясь в политические интриги, мы старались всегда свидетельствовать о
правде, справедливости, о том, что Христова любовь торжествует в мире.
Сейчас мы выходим ежедневно трехчасовой программой с 20 до 23 часов по
московскому времени. У нас более десяти передатчиков, таким образом мы
покрываем значительную часть российской территории. Нас слышат в Москве и
Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новосибирске, Оренбурге, Екатеринбурге,
Новокузнецке, а с недавнего времени мы доступны через Интернет - всему миру.
Нам звонят
в прямой эфир слушатели из Аризоны (США), из Сиднея (Австралия), не говоря
уже о Франции, Италии и других странах.
Концепция нашего радиовещания совершенно противоположна принятой сейчас на
современном радио бойкости. «Радонеж» - это три часа тишины в эфире. Мы
стараемся полемику и споры, которые так характерны для современной жизни
Православия, выносить из наших радиопередач в газету или на форумы Интернет.
Наша задача - проповедь здравого учения. Мы хотим дать возможность пастырям,
которые сохраняют церковное предание, которые укоренены в духе церковности,
передать свой духовный опыт последующим поколениям.
Ведь в
России еще в 20-х годах прошлого века большевиками было уничтожено 300 тысяч
священнослужителей и монашествующих. Это нанесло громадный урон нашей
Церкви. Поэтому только с помощью средств массовой информации, учитывая
гигантские просторы России, на наш взгляд, возможно духовное возрождение
России.
Часто
возникают у людей, далеких от Церкви, лукавый вопрос: а на какие средства
все это громадье было создано и существует? Но у нас никогда не было богатых
спонсоров, мы всегда существовали исключительно на свои заработки, просто
старались подходить к делу с возможной долей практичности и деловитости.
И сейчас радио "Радонеж" существует исключительно на пожертвования
православных христиан. Мы действительно народное радио, существующее на
подписку своих слушателей. Люди любят нашу радиостанцию, и жертва радио для
них - это не просто веление долга, это - жертва любви. А большего
удовлетворения для верующего сердца и для профессионала невозможно
представить.
Но, слава
Богу, мы не обделены вниманием Священноначалия. Ведь все наши основные
проекты создавались по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха
Алексия II, а ныне продолжают свою деятельность по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Труды
наших братьев и сестер служащих и в газете, и на радио, и в паломнической
службе, и в гимназиях отмечены орденами Русской Православной Церкви. В
приветственном письме Святейшему Патриарху Алексию по случаю десятилетия его
интронизации я искренне писал, что мы поистине являемся духовным чадами Его
Святейшества, плодом его патриаршества, эти слова можно было бы повторить и
через еще одно прошедшее с тех пор десятилетие. Ныне Братство «Радонеж»
вступает в третий десяток своего служения. Нашу Церковь возглавил Святейший
Патриарх Кирилл, с которым мы долго и плодотворно работали многие годы. Мы
помощники ему в его трудном Патриаршьем служении и нам хотелось бы быть
достойными соработниками ему в той миссии, которую на него возложил Господь,
и насколько Он даст сил, послужить Его Святой Церкви.» |