Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

БРИНЬКОВСКИЕ ТАЛАНТЫ

ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ ЩЕРБИНА (1849 – 1936 гг.)

ВОСПОМИНАНИЯ. ПЕРЕЖИТОЕ, ПЕРЕДУМАННОЕ И ОСУЩЕСТВЛЕННОЕ В 4 ТОМАХ. I ТОМ.

Глава ХХVII. Рождественские святки.

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ

Ни одно из массовых впечатлений, получаемых на народных сборищах и торжественной обстановке, не оставили в моей памяти таких следов, как время провождения и в дни святок. Я помню, конечно, не сплошное детское переживание святочных дней и связанных с ними сильных ощущений, подъёмов духовного настроения и просто весёлых и радостных восприятий. Глубоко засели в моей памяти лишь некоторые, важнейшие, можно сказать, святочные моменты. Перед этими моментами бледнеют и отходят на задний план тяжёлые и жгучие сцены народной жизни, как, например, дни проводов станицею уходивших казаков в походы на кордонную линию. Святки были антитезой подобным случаям, но длительность святочных впечатлений определялась не силою пережитых ощущений, а характером причин, вызывавших их. Святочные впечатления были возвышеннее всех прочих.

Святки или празднование нескольких дней подряд происходили в Деревянковке четыре раза в год – были главные и второстепенные святки. К главным относились рождественские и пасхальные святки. А к второстепенным Троица и Спас. Троицу деревянковцы праздновали три дня, а Спаса два дня – Спаса и Полуспаса. Троицкие святки производили на меня впечатление внедрения в хаты и в дворы древесной растительности и степной травы. В эти дни украшались древесными ветвями  внутри и снаружи хаты, постройки и даже ворота и калитки во дворах, а полы всюду выстилались зелёною травою. Зелёная и цветущая растительность как бы наполняла всю станицу и эта полнота впечатлений от зеленеющей природы сильно нравилась и восхищала меня. Спас в начале августа, когда деревянковцы несли в церковь для освящения дары природы – всевозможные садовые плоды и собранный пчёлами с цветущих растений мёд, казалось бы, должны были производить ещё большее впечатление, чем обилие зелёных украшений, но от этого праздника остались лишь слабые воспоминания чего-то запоздалого. На это, вероятно, имело влияние то обстоятельство, что далеко раньше освящения плодов в церкви, мы, дети, сотни раз пробовали их и досыта наедались. Огромнейшее же влияние оказывали на меня в детстве главные святки – рождественские и пасхальные.

Самыми продолжительными святками были рождественские. Они тянулись в продолжение трёх последовательно следовавших один за другим праздников: Рождества Христова, Нового года и Крещения. Это было и самое удобное для земледельческого населения время, когда у него не было жгучих земледельческих работ и имелись ещё достаточные запасы продуктов от летней и осенней поры. Рождественские святки в большей степени, чем все остальные, приурочены были к различным удовольствиям и пиршествам, и от времяпровождения на них веяло седою стариною язычества и позднейшими наслоениями христианских обычаев. В это время молодёжь обоего пола с подростками один раз с вечера до глубокой ночи «щедровала», а в другой вечер также до глубокой ночи «колядовала»; справлялись две «кутьи» - простая и «голодная»; на Рождество «Христа славили», на Новый год «посыпали», а на Крещение устраивали иордань. Все эти обычаи тщательно соблюдались населением, а действующие роли выполнялись, главным образом, молодёжью, подростками и даже детьми. Я принимал в детстве непосредственное участие только в некоторых обычаях, в остальных же случаях был просто зрителем.

С раннего вечера перед Рождеством Христовым, лишь только начинало темнеть, по всей станице неслось разноголосое пение. Так зарождалось «щедрование». Пели щедривки в одиночку и небольшими группами, большею частью дети и подростки. Это приветствовали собственно своих, мальчики и девочки родных и близких знакомых. Пение производилось под окнами и в подарок дети получали что-нибудь съестное и лакомое – колбасы, свиное сало, пирожки, вареники, небольшие хлебцы и т.п. В этот момент щедривки носили характер семейных поздравлений. Щедровавших принимали, как своих, и по-родственному приятельски относились к ним. Щедривки состояли из коротких выкриков и отличались иногда курьёзным содержанием. Родные и приятели подучали детей к остроумным выходкам. Я помню рассказ сестры Марфы, как её дядя, родной брат моего отца, подучил её и брата её Трохима, щедривке, которую они должны были петь у какого-то родственника. Не понимавшие смысла содержания в щедривке, дети, подойдя к окну родственника, громко запели:

А дядька, дядька,

Дядина гладка,

Не хоче встати,

Ковбаси додати.

Щедрий вечір!

Добрий вечір!

В этот момент выскочила из хаты рассерженная толстуха, жена дядьки и отодрала за уши Трохима, а Марфе надавала шлепков. Ничего не понимавшие дети подняли крик и плач. Вышел из хаты и хохотавший дядько. Он дал детям сладких с маком пирожков и толстую жирную кишку и, в свою очередь, подучил детей, чтобы они, придя домой, незаметно положили кишку на голову научившего их щедривке дяде. Дети умело исполнили дома это поручение, потешивши всю семью, так как дядько до того крепко схватил с головы кишку, что она прорвалась и осыпала его кашей. Такие вульгарные шутки, по рассказам, допускались родственными семьями и не обходились без комических выходок. Лично я не принимал никакого участия вне дома в детских щедривках, но помню содержание одной щедривки, нравившейся детям:

Щедрик ведрик,

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски,

Та цього же мало,

Дайте кусок сала!

«Поздравляем вас з предверрям празника Різдва!»

Эту щедривку мы пели вдвоём с братом Андреем, подойдя к матери, которая, смеясь, одаряла нас какими-нибудь сластями. Мы брали эти подарки, торжественно клали их в небольшой мешочек из холста и носили его, расхаживая по комнатам вперёд и взад. Кто научил нас этой щедривке и хождению по хате, я не помню, но мне помнится, что самый этот акт казался мне чем-то необходимым и важным. Вероятно, хождение по комнатам изображало щедрование по станице и мы, так сказать, фиктивно приобщались с братом к общему щедрованию, происходившему в станице.

Вслед за детскими начинались надлежащие щедрования молодёжи женского пола. Это было уже хоровое пение целых девичьих групп, а изредка даже и замужних молодых женщин. Таких групп, иногда значительных по составу, было немного – по четыре или пять на каждый куток станицы, особо у крайчан и особо у гребельцов. Пели щедривки одни девушки; парубки не участвовали в пении, но непременно один из них, наиболее сильный и популярный, участвовал в составе хора «міхоношою», носил огромный мешок, в который вкладывались получаемые хором за щедривки даяния – паляницы, кныши, колбасы, куски сала, пироги и прочее. В детстве мне приходилось наблюдать эти щедривки только у себя на дому.

И у крайчан и у гребельцов группа щедрующих обыкновенно придерживалась своих районов по местожительству, где их хорошо знали и были их собственные семьи, но не возбранялось заходить и в другие районы, особенно во дворы к близким и родичам. К нам заходили две группы, вероятно, одна от крайчан, а другая от гребельцов. Очень может быть, что наш дом, дома священника, Харитона Захаровича, дьякона с зятем офицером и другие развёрстывались, так сказать, между группами щедрующих по предварительному соглашению и, возможно, что это регулировалось атаманами парубочьих громад, чтобы не обременять одних и тех же семей поборами, раз с щедривками являлись бы не две, а восемь-десять групп. Посещавшие нас группы щедрующих вели себя чинно и с тактом. Какая-нибудь из девиц подходила к дому и спрашивала: «благословіть щидрувати». После получения разрешения во двор входил весь хор с михоношей в арьергарде. Мать никогда не отказывала и вообще неуклонно поддерживала святочные народные обычаи, раз они не выходили из рамок старинного, общепринятого времяпровождения. Она заранее приготовляла большим партиям щедрующих по целой колбасе, куску свиного сала и булке.

Щедривки девчат не производили на меня особенно сильного впечатления и, может быть, потому что я не улавливал в шумном пении девушек содержания того, о чём они пели. В моей памяти осталось от детства начало одной только щедривки: «Ой, сів Христос та вечеряти, щедрий вечір». Далее повествовалось что-то о пришедшей ко Христу Божьей Матери и помнится конец щедривки: «Щедрий вечір, добрий вечір, добрим людям на здоровья». Но так как самоё содержание домашние слабо знали и само оно в полумистической окраске так же слабо давалось моему детскому уму, то щедривки остались для меня малоизвестными произведениями народного творчества. Впоследствии, в своём труде «Очерки южно-русских артелей и общинно-артельных форм», изданном в 1880 году, то есть через двадцать лет со времени моего детства, я коснулся организационной стороны группировавшейся молодёжи. Эта сторона бросилась мне в глаза ещё в детстве. Щедрующие группы девушек казались мне организациями, напоминавшими мой казачий отряд, в котором я был командиром, и вообще единение молодёжи в целях игр и увеселений. Проверяя свои детские впечатления расспросами об организации щедровавших девчат, я поражён был дисциплинированностью и порядками у казачьей молодёжи в такой, казалось, труднодоступной наблюдению области, как времяпровождения на святках с ночными увеселениями и пиршествами. От детства осталось у меня ясным и несомненным одно, что мы, дети, и вся семья с матерью во главе, вращались в том общем стихийном водовороте народных обычаев и живучей старины, в каком вращалась вся масса населения Деревянковки. Мы были лишь малою частицею этой массы с своим укладом жизни и некоторою приспособленностью, но близко стояли к народной массе

Это ещё с большею силою проявлялось в первый же день Рождества Христова, когда появлялись парубки, ходившие по станице со звездою и поражавшие всех пением.

Праздник этот начинался, впрочем, не столь торжественно, как следовало бы. С раннего утра по всей станице шныряли мальчуганы, проявлявшие необыкновенную живость и энергию. Это мальчики христославили и поздравляли с праздником родных, знакомых и всех, кто пускал их во двор и в хату. Они всюду назойливо лезли и стучали в двери и окна. Поздравлявшим мальчики давали обыкновенно мелкие монеты и сласти, но дети гонялись, главным образом, за деньгами. Получалось полное и резкое несоответствие между празднованием великого исторического акта – рождением Иисуса Христа и праздничным возбуждением страсти к деньгам у детей в раннем возрасте. Сложился явно нездоровый обычай, но он, как в тисках, держал слабое мышление тёмной массы. Обычаю слепо следовало население. Возникали даже недоразумения между родственными семьями из-за отношений к христославившим детям: «Мы, - говорили в одной семье, - не пожалели дать их детям по пятаку, а они, богачи, дали нашим детям по копейке». Это не ускользало от внимания и детей и даже дети косились на детей. У взрослых детское христославие порождало благодушие, а у детей ещё меньше – возможность играть деньгами в «стукана» и лакомиться сластями.

В такой, несомненно, извращённой форме обычай этот был лишь осколком другого обычая более интересного, которому следовала взрослая молодёжь. Деревянковские парубки составляли обыкновенно хор, который ходил по домам и своим пением и вертящеюся звездою напоминал события из времён рождения Иисуса Христа. Это были чисто сценические акты, производившие на слушателей и зрителей прекрасное впечатление. Деревянковцы очень ценили ходивший со звездою хор парубков и не жалели денег на вознаграждение хора за доставляемое им несомненно эстетическое наслаждение, а нас, детей, пение парубков и вертящаяся звезда приводили в неописанный восторг. Казаки вообще певучий народ, а деревянковские парубки составляли хороший хор из умело подобранных голосов.

Мы с братом Андреем с нетерпением спрашивали мать, «чи прийдуть до нас парубки, що крутять звізду?» Когда они входили в наш дом, то мы становились впереди хора и, смотря то на вертящуюся звезду, то на широко раскрытые рты поющих, с напряжённым вниманием следили за переливами голосов и приходили в волнение при высоких взрывах гремевших басов. Мы не смеялись, на лице у нас не пробегала даже улыбка, когда парубки отчётливо отчеканивали: «вовки же со звіздою путешествують», хотя знали, что у парубков «волхвы» превратились в «волков», над чем смеялись другие. Нам полностью передавалось то повышенное, торжественное настроение, с которым пели парубки и для нас безразлично было, кто путешествовал со звездою: волхвы или волки. Мы переполнены были чувствами и представлением о том, что пение относилось к Иисусу Христу, который родился в яслах на сене и был божеством, творившим всё святое и лучшее для людей.

И такое настроение сеяли всюду по станице парубки, певшие кантату многим малопонятную, но будившую у всех при необычайной внешней обстановке, повышенное настроение и светлые представления о великом событии у людей – о рождении Иисуса Христа. Так, как мы с Андреем, воспринимали пение парубков и вертящуюся звезду не только дети, но и взрослые люди, особенно женщины. Я часто слышал, как мальчики спрашивали друг у друга: «а у вас парубки співали і крутили звізду?» - и с каким выражением удовлетворения дети говорили: «Були, зучно співали та крутили звізду». Говорили с апломбом об этом и почтенные казаки, сыновья которых участвовали в хоре. Мне помнится вульгарный, но пропитанный самодовольством отзыв одного их них: «та ходив і мій Свирид із тією звіздою, і співав там на все горло, як бугай». По словам дьячка Андроника, Свирид «абладал превасходным басом». Одним словом, хор ходивших со звездою парубков представлял для населения Деревянковки не рядовое явление и оставлял в нём праздничные следы возвышенных чувств и представлений.

Такими же чувствами и представлениями был пропитан в детстве и я, так что перед ними бледнели и стушёвывались мои собственные подвиги этого рода. В детстве и я «христославил», посещая несколько домов наших знакомых, под охраною Явтуха или Охтиана от собак или уличных мальчишек, но я не пел, а скороговоркою произносил, как попугай, довольно несуразное приветствие:

Я, маленький хлопчик,

Iзліз на стовпчик,

У дудочку граю,

Христа прославляю.

«Поздравляю вас з празником, з Різдвом!»

Я не помню, кто научил меня этому приветствию. Оно не повышало у меня настроения и не будило представлений о том, как я лазив на стовпчик и играв у дудочку. Напротив, я со смущением и чисто механически повторял его в каждом доме. Но это было для меня поводом получить денежный подарок, который я ценил по-своему. Я с удовольствием получал серебряные монеты и чувствовал разочарование, когда наделяли меня медняками. Особенно нравились мне новенькие блестящие серебряные монеты. И на первом месте в этом отношении стояла для меня не особа из казачьей аристократии, а кабатчица Андриановна. Она давала мне самые блестящие и ценные у детей монеты – семигривенные и четвертаки. И, с удовольствием показывая их сверстникам, я пояснял: «це дала мені Андріяновна».

Два раза в году я производил эти денежные сборы – в дни Рождества Христова и на Новый год, накопляя некоторую сумму денег, но ценил её не по размерам, а по внешнему виду монет. Я забавлялся этими монетами, как забавлялся серебряными пятачками, полученными в подарок от старощербиновскй бабушки Шишчихи. Забавы были не сложные и не любопытные. Я просто раскладывал монеты в ряды, так сказать, по рангу или по внешней красоте, приговаривая: «це гарна, ця ще гарніша, а оця найкраща». На собранные мною монеты я ничего не покупал и не знаю толком, куда девались мои ценности. Хорошо, однако, помню, что между всеми монетами я отдавал предпочтение блестящим пятачкам прабабушки, особенно с орлами, которые для большей чистоты и яркости я чистил мелом. Вероятно, частью моих ценностей пользовался мой брат Вася. Помню также, что некоторые монеты и даже серебряные пятачки я дарил младшему брату Андрею, с которым я был близок.

Таким образом, наиболее возвышенные воспоминания о праздновании первого дня рождественских святок остались у меня от посещения нашего дома хором парубков. Собственные мои деяния в этот день, хотя были необычными, но не столько яркими и не в такой степени соответствовавшими моему душевному настроению, как вызванные чувствования и представления незатейливым сценическим искусством парубков. Они будили во мне светлые представления о личности Иисуса Христа.

Так называемая простая и голодная кутья были предпраздничными днями, связанными с потреблением постной пищи и с постничаньем в течение дня, а пищевые продукты для кушаний, особенно растительные, в свою очередь, тесно связаны были с хозяйством. Целый день люди не ели, а вечером устраивали роскошный для земледельца стол, напоминавший по обилию яств, пиршество. Кушанья приготовлялись исключительно из растительных продуктов, самые разнообразные и в большом количестве. Кроме жидких блюд – борща или кулеша, варёного гороха или фасоли, пеклись на постном масле всевозможные пироги и вареники из картофеля, чечевицы, маку, гороха и фасоли. Специальными кушаньями дня считались кутья и узвар. Кутью варили из пшеничного зерна и ели с ситою, то есть подслащённою мёдом или сахаром водою, а узвар состоял из сваренных в воде сушёных плодов – яблок, груш, слив, вишен и тёрну. Сосуды с приготовленною кутьёю и узваром ставили обыкновенно на подстилку из сена, в углу под образами и для этих двух блюд существовала всюду распространённая поговорка: «кутья на покуті, а узвар на базар», чем как бы подчёркивалось хозяйственное значение продуктов для того и другого кушанья. Кутья, приготовленная из главного продукта в земледелии – из зёрен пшеницы, была, так сказать, домашним блюдом, стояла «на покуті», а узвар варили из садовых плодов, попадавших часто на базар. Во время ужина все вдоволь ели, наслаждались и велась оживлённая беседа, чем и заканчивалась церемония кутьи.

На голодную кутью приготовляли те же блюда, что и на простую кутью, все вдоволь также наедались, после чего опрометью бежали из-за стола во двор «проганять голодну кутю». Казаки и молодёжь стреляли из ружей и пистолетов, женщины, девушки, подростки и дети схватывали, что попадалось под руку – ухваты, чаплии, лопаты, мётлы, увесистые палки и ударяли ими в брёвна, доски, заборы и вообще о такие предметы, которые издавали при ударах возможно громкие звуки. По всей станице неслись необыкновенный гул и удары; выстрелы и трескотня слышались, по крайней мере, в течение часа. Прогоняли голодную кутью накануне Нового года, чтобы встретить её в конце его.

Это всеобщее наступление на голодную кутью беспорядочной и неорганизованной массы бойцов, всех возрастов и всевозможных родов оружия до палки включительно, не могло, конечно, проходить без злоключений и курьёзных случаев. В весёлом настроении от обилия принятой лакомой пищи, в темноте и азарте от воинственного возбуждения били нередко невзначай не по голодной кутье, а по кувшинам или посуде, неосторожно расставленной днём на поле брани, тучного кабана, улёгшегося под забором или у сарая, принимали за колоду и били по ней колом со всей силы, ощупью целясь в подходящие предметы, чувствительно дотрагивались до спины или боков стоявших здесь же однополчан и т.п. В собственной нашей семье произошёл на моих глазах курьёзный случай стремительного нападения на голодную кутью, вызвавший горестное раскаяние.

Когда окончен был ужин нашей семьи вместе со всеми, живущими в нашем дворе, то за исключением матери и бабы Полтавки, все бросились к оружию и начали прогонять голодную кутью. Сестра моя Домочка, взрослая уже девица, схвативши поставленную в сенях новую деревянную лопату, быстро побежала к забору и так артистически ударила нею по дубовому столбу, что лопата треснула и раскололась на две половинки в нижней своей части. Недавно купленною лопатою и её искусною отделкою все мы восхищались и особенно сестра, - и вот, как на грех, она же в возбуждении расколола лопату на две половинки. Мы, малыши, хохотали и прыгали от этого подвига, взрослые покачивали головами и сожалели о том, что чудную лопату совсем не удалось попробовать даже в деле, а виновница происшествия чуть не плакала и сильно горевала, восклицая: «Що це я наробила?»

Этим случаем в достаточной степени характеризуется жизненное значение голодной кутьи. Обычай этот не связан был с каким-нибудь достопримечательным историческим событием и не порождал возвышенного настроения и духовных наслаждений у лиц, осуществлявших его реально. Наибольшее, что давал он уму и сердцу - это искреннее раскаяние в промахе, сделанном при курьёзном изгнании в конце прошлого уже года голодной кутьи. Только такого рода детские воспоминания и остались в моей голове.

На Новый год с раннего утра происходила ещё более усиленная беготня детей и подростков по станице, чем на Рождество Христово. Это было, можно сказать, привилегированное утро детворы в Деревянковке. Их поздравлениями и пожеланиями начинался Новый год. Дети желали всем счастья и здоровья и первыми обращались к Богу с просьбою об обильном урожае. Роль их была проста и понятна им, когда они громко выкрикивали пожелания, выраженные в одной общей форме. Я также, как и все, придерживался этой формы и, входя в дома к знакомым, брал из мешочка смесь семян из пшеницы, ржи, ячменя, овса и проса и разбрасывал направо и налево зёрна по полу, приговаривая: «На щастя, на здоровья, на Новый год. Роди, Боже, жито, пшеницю і всяку пашницю. Поздравляю вас з празником, з Новим годом!» И, несмотря на мой детский возраст, мне казалось, что я делал что-то реальное и хорошее, а не плёл небывальщину о том, что я «лазив на стовпчик і в дудочку грав». Предметы живой действительности в виде разбрасываемых зёрен и ясные представления об урожае мне были понятны и приходились по душе. Чувствовалось нечто подобное тому, что так влекло меня к землеробу Явтуху в царине и к Охтиану в степи.

Хотя ни в день Нового года, ни после него взрослая молодёжь не являлась в той роли благородного искусства, которая так по сердцу приходилась населению в день Рождества Христова, когда хор парубков распевал кантату и демонстрировал его содержание вертящеюся звездою, но зато дети выполняли свои роли осмысленнее и реальнее, чем в день Рождества Христова. Я с большим удовольствием всегда вспоминал о том, как я «посыпал» и совершенно не думал ни о пятиалтынниках, ни о семигривенниках или гривенниках, которые получал за поздравления. Мне просто приятны были сами манипуляции с зерном, напоминавшие мне нечто реальное и жизненное и мы с братом Андреем часто посыпали песком или трухою от сена землю, приговаривая: «Роди, Боже, жито, пшеницю і всяку пашныцю».

Совершенно особый характер носило празднование дня Крещения Иисуса Христа. К этому дню население готовило сосуды для святой воды, а ревнители церковных церемоний заботливо сооружали на льду реки иордань или, по черноморскому выговору, «ордынь». Работу иордани, длинного креста с тростью и копьём по его бокам и особою приставкою под нижнюю часть креста, производили лучшие деревянковские мастера. Сколько мне помнится, во главе их стоял Кандиб, тот самый, который строил мельницы и ремонтировал церковь.

С аршином в руках он размерял и намечал топором на льду огромный восьмиконечный крест, с подставкою под ним и приставками по бокам, а потом сам он и его помощники прорубали по шнуру топорами прямые и длинные линии креста в виде широких и чисто отделанных канавок, не прорубая, однако, льда насквозь. Прорубалась в одном только месте – в подставке ко кресту, нижняя часть льда, через которую наполнялась вся иордань водою. Это совершалось в тот момент, когда вышедшее из церкви на реку духовенство, с хоругвями и иконами, производило водосвятие на самой реке и пели: «Во Iордани крещахуся Тебе, Господи!»

Тогда вода через прорубь наполняла все канавки и углубления в иордани и население наперебой спешило наполнить освящённою водою сосуды. В то же время стоявшие в стороне казаки и малолетки открывали учащённую пальбу из ружей и пистолетов. В детстве мы знали, что «так на іордани палили із рушниць і гармати запорожці в Січі». Знало это и население, одновременно вспоминая историческое событие – крещение в Иордани Иоанном Крестителем Иисуса Христа и обычай запорожцев салютовать из пушек и ружей в память этого события.

НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ
ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz