Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

БРИНЬКОВСКИЕ ТАЛАНТЫ

БАРДАДЫМ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1931 – 2010гг.)

Из книги Виталия Бардадыма "РАДЕТЕЛИ ЗЕМЛИ КУБАНСКОЙ"

Радетели земли кубанской… Это все те, кто помогал и помогает расцвету казачьего края; те, кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто выращивает рекордные урожаи на нашей благодатной земле и украшает её садами и парками. Это те, кто совершает выдающиеся научные открытия, прокладывая человечеству путь в неведомое. Те, кто учит и лечит детей. И те, кто охраняет мир и покой на земле. Мы должны знать их славные имена. Ведь они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань еще краше и богаче.

Николай Иванович ВЕСЕЛОВСКИЙ (1848-1918 гг.)

Термин "археология" впервые был употреблен древним философом Платоном и обозначал "историю прошедших времен". Ныне археология (в переводе с греческого "наука о древностях") занимается изучением истории общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным памятникам - и на основании археологических раскопок открывает целые комплексы, поселения, клады, могильники.

Научное исследование отечественных древностей относится к началу XIX века, но сам интерес к их изучению уходит ко времени царствования Петра Первого - 1697 году, когда император посетил Голландию. Известно его пристрастие к прошлому отцов, к славянским рукописям, ведь именно ему принадлежит открытие кенигсбергского списка Несторовой летописи. Указом от 13 февраля 1718 года Петр положил начало собиранию в России исторических древностей. В том документе указывалось:

"Ежели кто найдет в земле и в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - такожь бы приносили, за что будет довольная дача, смотря по вещи, понеже, не видав, положить нельзя цены".

Известная петровская кунсткамера пополнялась именно найденными предметами старины.

Знаменитый русский историк В.Н. Татищев (1686- 1750) продолжил начатое Петром Первым собирание древностей, даже составил для этого специальную инструкцию. В XVIII веке этому же способствовали академики П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С.Г. Гмелин, В.Ф. Зуев. Путешествуя, они собирали богатые материалы о прошлом нашего Отечества. Одним из видных археографов того времени справедливо считают графа А.И. Мусина-Пушкина: им найдены редкие рукописи - "Русская Правда" Ярослава Мудрого (XI в.) и "Слово о полку Игореве"... Ему же принадлежит книга об уникальной находке из Тамани - "Исследование о местоположении Тмутараканского камня" (Спб., 1794). Камень найден черноморскими казаками, переселившимися на дарованные земли в 1792 году (или в начале 1793-го), и рассказывает о том, как князь Глеб Святославович в 1068 году "мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева" (Керчи), оказалось 14 тысяч сажен, о чем и поведал людям скупой надписью, высеченной на мраморной плите.

В 1820 году местный житель К.В. Российский, член-корреспондент столичного Вольного общества любителей российской словесности, обнаруживает на Тамани, между Древними развалинами, и посылает в Санкт-Петербург "списки надписей, в коих длина и ширина строк, изображение толщины и расстояние строк и букв соблюдены во всей точности".

Среди кубанских любителей-энтузиастов, отдавших много сил и времени археологическим поискам, был историк Е.Д. Фелицын, автор известной работы "Западно-кавказские дольмены".

5 июля 1895 года газета "Кубанские областные ведомости" дала информацию о том, что Московское археологическое общество заинтересовалось курганами Кубанской области и для их раскопок командировало профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского. Опытный исследователь материальной духовной культуры былых веков прибыл в Анапу во второй половине июня, где, как писал корреспондент, "приобрел покупкою много интересных памятников и вещей". И в настоящее время, то есть в начале июля, сообщал дальше, под его наблюдением ведется раскопка большого кургана около станицы Крымской. В заключение говорилось, что председатель Московского археологического общества П.С. Уварова (супруга известного археолога А.С. Уварова, одного из основателей Русского в Петебурге и Московского археологических обществ, Исторического музея в Москве, почетного члена Петербургской академии наук) направила на Кубань члена-корреспондента общества В.М. Сысоева и что императорская Археологическая комиссия намерена проводить систематические раскопки в области...

Это было первое упоминание о начале работ на Кубани известного археолога Николая Ивановича Веселовского.

Ученый родился в Москве 12 ноября 1848 года, учился в Вологодской гимназии, которую окончил в 1867 году. Спустя два года он - студент Петербургского университета, факультета восточных языков, и специализируется "по арабско-турецкому разряду". Уже его первая, студенческая работа "О податях и повинностях, налагавшихся монголами на побежденные народы" обратила на себя внимание профессуры и была удостоена золотой медали. По окончании полного курса молодой ориенталист, за выдающиеся успехи оставленный и университете, готовит диссертацию на степень магистра по теме "Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве с древнейших времен до настоящего" (Спб., 1877) и защищает ее, после чего утверждается доцентом, а с 1890 года - исправляющим должность ординарного профессора. В эти годы он пишет несколько исторических работ, которые публикует в газетах, журналах и научных сборниках. Среди них статьи "Куликовская битва", "Памятники дипломатических сношений Московской Руси с Персией", "Иван Данилович Хохлов, русский посланник в Персию и в Бухару в XVII веке" и многие другие.

В 1885 году Веселовский командируется в Среднюю Азию (Туркестанский край) с целью археологических исследований. Там русский востоковед произвел раскопки древних городов, тщательно изучил и издал в цветных таблицах орнаменты гробницы Тимура в Самарканде. В 1905 году вышла его книга "Мечети Самарканда". Именно Н.И. Веселовский доказал, что старинные статуи, известные в науке под названием "каменных баб", которые встречаются в южных степях России, в Сибири и в Монголии, принадлежат племенам тюркского происхождения (в частности половцам)...

Археологические поиски чрезвычайно увлекли Веселовского. И им он посвятил всю дальнейшую свою жизнь. "Энергия этого человека, - пишет современный автор, - была поистине неиссякаемой. Он провел без перерыва 29 полевых кампаний...".

Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н.И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е.Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.

Пятнадцатиметровый Майкопский курган открыл человеческому взору свои невиданные сокровища, а именно: полые стержни из золота и серебра, на которые насажены массивные фигуры просверленных золотых и серебряных быков, множество золотых бляшек в виде львов и быков, золотых розеток и колец. Из такого драгоценного металла головные повязки, серьги и ожерелья из массы бус и пронизей, в которых золотые серебряные бусинки чередовались с бирюзовыми и сердоликовыми, семнадцать небольших сосудов (из них четырнадцать серебряных, два золотых и один из камня с золотым горлышком и колпачком); несколько орудий из меди и бронзы - топоры, наконечники копий, долото, точильные камни (точило), кремневые стрелы, бронзовая и глиняная утварь с шаровидными днищами. Скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами, с поднятыми к черепу руками, густо покрытые ярко-пунцовой краской (суриком), ею же было усыпано дно могилы. "Красная краска, - пишет Н.В.; Анфимов, - символизировала огонь и его очистительную силу".

Данный уникальный курган по праву считается мятником мирового значения: все ценности, найденные в нем, составили богатейшую, единственную в своем роде коллекцию и украшение Государственного Эрмитажа. Учеными установлено, что в кургане погребен старшина - жрец древнего племени, жившего (как было позже уточнено, около 5 тысяч лет назад). Открытие данного памятника положило начало следующим археологическим поискам, которые позволили сделать вывод о существовании так называемой Майкопской культуры.

В одном из Костромских курганов была найдена замечательная золотая бляха от налучья в форме оленя лежащего с согнутыми ногами, с огромными рогами, очень хорошо сохранившегося и имеющего большое сходство со знаменитым Куль-Обским оленем. Кроме того, Н.И. Веселовский нашел золотую головку львицы, серебряного бычка и сосуд, стеклянный узорчатый бок кольца, бусы и бронзовые предметы: кинжал, боев молоты, части шлемов... Ученый установил, что перед ним погребение XIII-XIV веков. Этот нетронутый могильник, состоявший из большого гроба, склепанного из широких бронзовых листов с бронзовой крышкой, был подробно исследован археологом. Гроб оказался покрыт ярко-красной материей с роскошно вышитым узором. На покойнике, некогда знатном воине, был надет пояс с набором из золотых блях. Справа лежало налучье со стрелами слева - длинная железная сабля. При костяке водилось несколько серебряных чаш и различные мелкие бронзовые украшения. Около гроба стоял огромный драгоценный кувшин. Эта хорошо сохранившаяся интересная находка была принесена в дар Московскому историческому музею.

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени. Могила была ограблена еще в древности.

Летние раскопки 1899 года в Закубанье и сделанные там находки сходны с некоторыми предыдущими и относятся ко II-III векам нашей эры.

Большинство предметов, по мнению профессора, изготовлены греческими и римскими мастерами, но попадались и местные изделия. "Найденное золото туземного изделия, - компетентно заключает археолог, - не уступает греческому". Тогда же были обнаружены и другие интересные предметы погребальной обстановки, в частности, в станице Воздвиженской...

В 1902 году, на XII археологическом съезде, проходившем в Харькове, ученый в своем докладе сообщил:

"В 1901 году мне посчастливилось открыть огромное курганное кладбище, тянувшееся почти сплошной, но довольно узкой полосой по правому берегу реки Кубани, от Казанской станицы далее на запад, за станицу Усть-Лабинскую к Воронежской. На этом более 70-верстном пространстве высятся сотни не особенно крупных курганов, большей частью группами, не удаляясь внутрь степи".

Все они относились в основном к I-II векам нашей эры, хотя среди них попадались и более древние. "Для археолога, добывающего из земли сокровища былых времен, - писал Н.И. Веселовский, - ничего не может быть дороже, как выяснить научное значение добытого предмета - узнать его время, место производства, значение...".

Изучение археологического материала, найденного в многочисленных могильниках, привели ученого к выводу, что на Кубани в то время была культура "разнообразной, могучей и блестящей". И самое кладбище, он полагал назвать "Золотым". Находки разделены были исследователем на две группы: предметы мужского и предметы женского погребений. К первым он относил украшения - шейные обручи из толстой золотой проволоки, золотые браслеты, которые обыкновенно носили на правой руке, кожаные пояса, а из вооружения - шлемы, медные и железные, панцири кольчатые из железа, бронзы и латуни, железные мечи и кинжалы, копья, дротики; ко второму ряду находок относились - золотые браслеты и серьги, застежки, бусы, привески, амулеты, туалетные принадлежности, белила, румяна, золотые ленты и нити... "Все предметы, - говорит Н. И. Веселовский о своей работе "Курганы Кубанской области в период римского владычества на Северном Кавказе", - должно быть, изготавливались в Пантикапее"2 (в столице Боспорского государства, ныне г. Керчь. - В.Б.).

В 1906 году профессор Н.И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.

В эти годы нередко древние захоронения раскапывались грабителями с целью найти золото. Все это доставляло немало беспокойства Н.И. Веселовскому. В результате тревожных сигналов и обоснованных жалоб мести власти вынуждены были издать приказ за № 470 от 20 ноября 1912 года, где предусматривалось строго наказать лиц, "не радеющих о пользе государственной, не позволяющих у себя на Родине расхищать древность отечественной старины...". А порой ученый лично преследует расхитителей исторических ценностей, чтобы захватить кладоискателей с похищенным". Ему не раз приходилось сокрушаться и сетовать на то, что "все значительно ценное в Майкопском отделе уже расхищено", ибо разрытые грабителями курганы - это невозместимая утрата для науки...

Н.И. Веселовскнй, несмотря на чрезвычайную занятость (объекты его очередных поисков охватывали огромные пространства), выкраивает время, чтобы вновь посетить Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей в Екатеринодаре.

Одновременно с поисками на Кубани в 1912-1913 годах Н. И. Веселовский ведет работы на левом берегу Днепра, раскапывая скифский курган Солоха восемнадцатиметровой высоты (близ села Б. Знаменка Запорожской области), где делает уникальную находку - погребение с золотой гривной, гребнем со скульптурным изображением, посудой и другой утварью...

И снова раскопки в кубанской степи. За двадцатидвухлетний период работы в Прикубанье Н.И. Веселовский открыл ряд выдающихся по своему познавательному значению и богатству погребальных памятников. Среди них, безусловно, особое место занимает Майкопский курган. Затем курганы близ станицы Новосвободной, Ульские, Костромские и многие другие, имеющие первостепенное значение.

Вплоть до последних дней ученый ведет раскопки Елизаветинских курганов, которые датируются IV веком нашей эры. Закончив очередной рабочий сезон на Кубани, Николай Иванович Веселовский возвратился в революционный Петроград. Исследователь, несмотря на преклонные годы и усталость, досконально изучает полевые дневники, подводит итоги своим поискам и находкам, готовит к изданию научный труд "Раскопки курганов в станице Елизаветинской" (Отчет археологической комиссии за 1913-1915 гг.), мечтает о новой экспедиции на ставшую ему родным домом благодатную Кубань. Но подкравшаяся болезнь обрывает его мечты и надежды: неутомимый открыватель древних тайн южно-русской земли 30 марта 1918 года умирает. В "Записках Восточного отделения Русского археологического общества" помещены статьи о научной деятельности Н.И. Веселовского и список его трудов. Немало интересных страниц об ученом, о его ценных раскопках и находках на Кубани можно найти в книге старейшего кубанского археолога профессора Н.В. Анфимова "Курганы рассказывают...". Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...

ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz