Флаг станицы Бриньковской         Герб станицы Бриньковской

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их – значит любить ещё более глубоко…»

     КУБАНЬ      

«Ах, эта свадьба пела и плясала…»

Свадьба на Кубани

Международный день семьи, который отмечается 15 мая, - сравнительно молодой праздник. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году. Надо ли говорить, что традиции чествования семьи как ячейки общества гораздо более древние. В календаре памятных семейных дат самой важной всегда была и остается дата рождения семьи. Свадьба - вот точка отсчета семейной жизни. От того, как совершалась эта праздничная церемония, напрямую зависела судьба создаваемого брачного союза. На Кубани важность этого события подчеркивают бытующие издавна приметы и поверья, связанные с казачьей свадебной обрядностью. Правда, все меньше современных свадеб отмечаются с соблюдением давних кубанских обычаев и смысл многих ритуалов подзабыт. Так почему же молодоженам на свадьбе запрещается говорить кому-либо спасибо и зачем родителей жениха и невесты на второй день гуляний купают в реке или луже?

В старину кубанскую свадьбу предваряли несколько церемоний - сватовство, «рушники» и предсвадебные приготовления. Желая женить сына, его отец обычно зазывал в сваты («старосты») двух женатых мужчин средних лет, угощал и просил их: «Пийдить, похлопочить за моего сина». Мать жениха вручала делегатам «паляницу» (хлеб), и компания отправлялась в дом невесты. Ключевым моментом сватовства был ритуал передачи хлеба. Если девица принимала хлеб жениха и взамен вручала собственную паляницу, она тем самым давала согласие на брак. Отказываясь от принесенного сватами хлеба, гордячка отвергала жениха. Понуро шел он домой и на расспросы родителей отвечал: «Гарбуз потяг». О тех молодцах, которым невесты отказывали неоднократно, говорили: «Попатягав гарбузив». Девица считалась засватанной с того момента, как она разрезала хлеб. На «рушники» созывались знакомые и родственники. Невеста в качестве подарка вручала дружкам, сватам, свекру и свекрови платки и рушники. Потом к столу гостям подавали борщ с мясом, жаркое и пироги, а после обеда узким кругом родственники с одной и другой стороны договаривались о свадьбе. До свадебного воскресенья жених каждый день навещал невесту, а с пятницы начинались приготовления: пекли из теста «каравай», «борону», «лежинь», «барило», «шишки», убирали «гильце» (ветку вишни обертывали разноцветной бумагой, украшали бумажными цветами и вставляли в большой хлеб), приглашали гостей. Для изготовления каравая приглашались «каравайницы» из числа семейных родственниц или соседей, которые обязательно жили в счастливом браке. Счастливые женщины и в новую семью счастье приносили.

Поклон вместо спасибо

Вообще, так называемые охранительные действия присутствовали во многих свадебных ритуалах. Молодым на свадьбе запрещалось говорить кому-либо спасибо во избежание порчи. Считалось так: «Если скажешь спасибо, то или вечную чесотку всучат, или вообще плохо». Вместо слов благодарности жених с невестой должны были кланяться. Перед тем как отправить молодых к венцу, перед ними прометали дорогу и следили, чтобы никто между ними не пробежал. От сглаза и порчи невесте втыкали в подол одну или три новых иголки или булавки острием вверх либо крест-накрест, вплетали в косу богородскую траву (чабрец), жениху клали в карман «свяченый» мак. Во время движения свадебного «поезда» по улице было принято приглашать на свадьбу всех встречных. Предполагалось, что среди них может оказаться колдун, который обидится и отомстит, если его не позовут на торжество. При приближении свадебного кортежа к дому жениха «на воротах» разводили огонь, чтоб отогнать порчу и чтобы «невеста от жениха и жених от невесты никуда не отходили». Гадания и приметы сопровождали даже церемонию венчания. Считалось, что тот из молодоженов умрет раньше, чья свеча в церкви догорит быстрее. Ждали смерти, если обручальное кольцо разламывалось или когда кто-то из врагов во время венчания намеренно переводил церковные колокола с венчального звона в звон «по мертвецу». С другой стороны, день свадьбы зачастую открывал путь к оздоровлению, возрождению, счастливому преломлению судьбы. Преследуемый несчастьем и бесконечными невзгодами молодожен перед венчанием должен был стать на платок и произнести про себя: «Венчай меня, но горя моего не венчай». Считалось, что некоторые свадебные предметы имеют целительную силу. С помощью монет, которыми обсыпались невеста с женихом, избавлялись от моли, лента для украшения лошадей на свадьбе лечила от ревматизма, а лента из убранства невесты - от вывиха. Болеющего ребенка накрывали платком, которым были связаны руки жениха и невесты на церковном венчании: снял платок - ушла болезнь.

Позор на вашу голову

Современное свадебное торжество в кубанских селах и станицах, как правило, не обходится без распространенных свадебных обрядов: осыпания молодых и гостей хмелем, конфетами и монетками, ритуального выкупа невесты стороной жениха, свадебных даров, раздачи гостям каравая и шишек. Хотя традиция вывешивания красного флага наутро после брачной ночи утрачена, смысл этого ритуального действия всем известен. Однако не только красный флаг демонстрировался как символ целомудрия невесты. В этнографическом очерке 1891 года «Черноморская свадьба» Петр Кириллов так описывал деликатный момент освидетельствования утраченной невинности: «…Оставив молодых, все уходят до батька, где продолжается гулянье. Как только молодой выстрелит из пистолета, по этому сигналу к ним входят старший дружко и старшая свашка. Осмотрев что следует, призывают свашек и родственников новобрачной. Если молодая оказалась «нечестной», то ее ставят у печи и надевают на голову чепчик, и если она сбрасывает его, то ей вновь надевают чепец на голову. На родных молодой для позора надевают соломенные хомуты. Те также сопротивляются, и нередко такие оскорбления чести кончаются всеобщей свалкой. Если же молодая оказалась честной, то освидетельствованную сорочку кладут ей на голову. Потом несут отцу и матери жениха шишку, перевязанную красной лентою, и все поют, танцуют, словом, идет какое-то бесшабашное, до одурения веселье…».

Второй день свадьбы

Второй день свадьбы вообще больше походил на карнавал с ряжеными. Традиция купания родителей жениха и невесты в реке, пруду или луже распространена и сегодня. Казалось бы, зачем? Некоторые этнографы утверждают, что водные процедуры родителей с последующим переодеванием их в новое белье есть не что иное как элементы родильной обрядности. У казаков-линейцев Средней Кубани существовал даже такой ритуал: битье горшков на животах родителей молодых как имитация родов. В том, что касается размаха гуляний, нам, что называется, на наших предков не равняться. Сегодня свадебное торжество длится максимум три дня (с субботы до понедельника), а в былые времена оно продолжалось около недели. Начиналась церемония в воскресенье, со вторника до субботы гости обходили дома всех гулявших на свадьбе, а в субботу или воскресенье новобрачные шли в гости к тестю на «покалачини». Тот созывал близких родственников на последнее гулянье, и тем завершалась свадебная эпопея.

Елена ЧУПРИНА

Источники:
- П. Кириллов, «Черноморская свадьба», Екатеринодар, 1891 г.
- М. В. Семенцов, «Этномедицинские знания в традиционном свадебном обряде кубанских казаков. Дикаревские чтения (1)», Белореченск, 1995 г.
- С. А. Жиганова, «Особенности свадебного обряда и песен в станицах Лабинского района., Дикаревские чтения (1)», Белореченск, 1995 г.
- И. Х. Тхамокова, «Традиции в обрядах жизненного цикла русского населения КБР., Традиционная народная культура и современность», Краснодар, 2011 г.


П. Кириллов, «Черноморская свадьба», Екатеринодар, 1891 г.



ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)

СТАТИСТИКА

Яндекс.Метрика

Flag Counter Твой IP адрес
Hosted by uCoz