«Между
Родиной и родным краем существует неразрывная связь, любовь начинается с родной
местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родной станице
питает любовь к Родине. Познать свою станицу, район, край, страну..., изучить их
– значит любить ещё более глубоко…»
КУБАНЬ
«Ах, эта свадьба пела и плясала…»
Свадьба на Кубани
Международный день семьи, который
отмечается 15 мая, - сравнительно молодой праздник. Он был учрежден
Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году. Надо ли говорить, что традиции
чествования семьи как ячейки общества гораздо более древние. В календаре
памятных семейных дат самой важной всегда была и остается дата рождения
семьи. Свадьба - вот точка отсчета семейной жизни. От того, как совершалась
эта праздничная церемония, напрямую зависела судьба создаваемого брачного
союза. На Кубани важность этого события подчеркивают бытующие издавна
приметы и поверья, связанные с казачьей свадебной обрядностью. Правда, все
меньше современных свадеб отмечаются с соблюдением давних кубанских обычаев
и смысл многих ритуалов подзабыт. Так почему же молодоженам на свадьбе
запрещается говорить кому-либо спасибо и зачем родителей жениха и невесты на
второй день гуляний купают в реке или луже?
В
старину кубанскую свадьбу предваряли несколько церемоний - сватовство,
«рушники» и предсвадебные приготовления. Желая женить сына, его отец обычно
зазывал в сваты («старосты») двух женатых мужчин средних лет, угощал и
просил их: «Пийдить, похлопочить за моего сина». Мать жениха вручала
делегатам «паляницу» (хлеб), и компания отправлялась в дом невесты.
Ключевым моментом сватовства был ритуал передачи хлеба. Если девица принимала
хлеб жениха и взамен вручала собственную паляницу, она тем самым давала согласие
на брак. Отказываясь от принесенного сватами хлеба, гордячка отвергала жениха.
Понуро шел он домой и на расспросы родителей отвечал: «Гарбуз потяг». О
тех молодцах, которым невесты отказывали неоднократно, говорили: «Попатягав
гарбузив». Девица считалась засватанной с того момента, как она разрезала
хлеб. На «рушники» созывались знакомые и родственники. Невеста в качестве
подарка вручала дружкам, сватам, свекру и свекрови платки и рушники. Потом к
столу гостям подавали борщ с мясом, жаркое и пироги, а после обеда узким кругом
родственники с одной и другой стороны договаривались о свадьбе. До свадебного
воскресенья жених каждый день навещал невесту, а с пятницы начинались
приготовления: пекли из теста «каравай», «борону», «лежинь», «барило»,
«шишки», убирали «гильце» (ветку вишни обертывали разноцветной
бумагой, украшали бумажными цветами и вставляли в большой хлеб), приглашали
гостей. Для изготовления каравая приглашались «каравайницы» из числа семейных
родственниц или соседей, которые обязательно жили в счастливом браке. Счастливые
женщины и в новую семью счастье приносили.
Поклон вместо спасибо
Вообще, так
называемые охранительные действия присутствовали во многих свадебных ритуалах.
Молодым на свадьбе запрещалось говорить кому-либо спасибо во избежание порчи.
Считалось так: «Если скажешь спасибо, то или вечную чесотку всучат, или
вообще плохо». Вместо слов благодарности жених с невестой должны были
кланяться. Перед тем как отправить молодых к венцу, перед ними прометали дорогу
и следили, чтобы никто между ними не пробежал. От сглаза и порчи невесте втыкали
в подол одну или три новых иголки или булавки острием вверх либо крест-накрест,
вплетали в косу богородскую траву (чабрец), жениху клали в карман «свяченый»
мак. Во время движения свадебного «поезда» по улице было принято
приглашать на свадьбу всех встречных. Предполагалось, что среди них может
оказаться колдун, который обидится и отомстит, если его не позовут на торжество.
При приближении свадебного кортежа к дому жениха «на воротах» разводили
огонь, чтоб отогнать порчу и чтобы «невеста от жениха и жених от невесты
никуда не отходили». Гадания и приметы сопровождали даже церемонию венчания.
Считалось, что тот из молодоженов умрет раньше, чья свеча в церкви догорит
быстрее. Ждали смерти, если обручальное кольцо разламывалось или когда кто-то из
врагов во время венчания намеренно переводил церковные колокола с венчального
звона в звон «по мертвецу». С другой стороны, день свадьбы зачастую
открывал путь к оздоровлению, возрождению, счастливому преломлению судьбы.
Преследуемый несчастьем и бесконечными невзгодами молодожен перед венчанием
должен был стать на платок и произнести про себя: «Венчай меня, но горя моего
не венчай». Считалось, что некоторые свадебные предметы имеют целительную
силу. С помощью монет, которыми обсыпались невеста с женихом, избавлялись от
моли, лента для украшения лошадей на свадьбе лечила от ревматизма, а лента из
убранства невесты - от вывиха. Болеющего ребенка накрывали платком, которым были
связаны руки жениха и невесты на церковном венчании: снял платок - ушла болезнь.
Позор на вашу голову
Современное
свадебное торжество в кубанских селах и станицах, как правило, не обходится без
распространенных свадебных обрядов: осыпания молодых и гостей хмелем, конфетами
и монетками, ритуального выкупа невесты стороной жениха, свадебных даров,
раздачи гостям каравая и шишек. Хотя традиция вывешивания красного флага наутро
после брачной ночи утрачена, смысл этого ритуального действия всем известен.
Однако не только красный флаг демонстрировался как символ целомудрия невесты. В
этнографическом очерке 1891 года «Черноморская свадьба» Петр Кириллов так
описывал деликатный момент освидетельствования утраченной невинности:
«…Оставив молодых, все уходят до батька, где продолжается гулянье. Как только
молодой выстрелит из пистолета, по этому сигналу к ним входят старший дружко и
старшая свашка. Осмотрев что следует, призывают свашек и родственников
новобрачной. Если молодая оказалась «нечестной», то ее ставят у печи и надевают
на голову чепчик, и если она сбрасывает его, то ей вновь надевают чепец на
голову. На родных молодой для позора надевают соломенные хомуты. Те также
сопротивляются, и нередко такие оскорбления чести кончаются всеобщей свалкой.
Если же молодая оказалась честной, то освидетельствованную сорочку кладут ей на
голову. Потом несут отцу и матери жениха шишку, перевязанную красной лентою, и
все поют, танцуют, словом, идет какое-то бесшабашное, до одурения веселье…».
Второй день свадьбы
Второй день
свадьбы вообще больше походил на карнавал с ряжеными. Традиция купания родителей
жениха и невесты в реке, пруду или луже распространена и сегодня. Казалось бы,
зачем? Некоторые этнографы утверждают, что водные процедуры родителей с
последующим переодеванием их в новое белье есть не что иное как элементы
родильной обрядности. У казаков-линейцев Средней Кубани существовал даже такой
ритуал: битье горшков на животах родителей молодых как имитация родов. В том,
что касается размаха гуляний, нам, что называется, на наших предков не
равняться. Сегодня свадебное торжество длится максимум три дня (с субботы до
понедельника), а в былые времена оно продолжалось около недели. Начиналась
церемония в воскресенье, со вторника до субботы гости обходили дома всех
гулявших на свадьбе, а в субботу или воскресенье новобрачные шли в гости к тестю
на «покалачини». Тот созывал близких родственников на последнее гулянье, и тем
завершалась свадебная эпопея.
Елена ЧУПРИНА
Источники:
- П. Кириллов, «Черноморская свадьба», Екатеринодар, 1891 г.
- М. В. Семенцов, «Этномедицинские знания в традиционном свадебном обряде
кубанских казаков. Дикаревские чтения (1)», Белореченск, 1995 г.
- С. А. Жиганова, «Особенности свадебного обряда и песен в станицах Лабинского
района., Дикаревские чтения (1)», Белореченск, 1995 г.
- И. Х. Тхамокова, «Традиции в обрядах жизненного цикла русского населения КБР.,
Традиционная народная культура и современность», Краснодар, 2011 г.
П. Кириллов, «Черноморская свадьба», Екатеринодар,
1891 г.
ПЕРЕВОДЧИК СТРАНИЦ САЙТА (Translator of pages of a site)