С самого момента своего появления на Земле человек проявляет
особое внимание к познанию самого себя. Однако несмотря на многие тысячелетия
упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на
многие стороны своей сущности и бытия. Пожалуй, в первую очередь это относится к
одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Как
это ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не
существовало науки о здоровье. Лишь в конце XX столетия российский ученый И.И.
Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой
науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от
латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор валеология
как научное направление и как учебная дисциплина получает все более широкое
признание не только в России, но и далеко за ее пределами.
К
настоящему времени можно следующим образом определить основные понятия,
характеризующие валеологию:
-
Валеология есть межнаучное направление, в основе которого лежит
представление о генетических и функциональных резервах систем организма и
организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и
социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на
него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
-
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о
здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Предметом
валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а
также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличии
валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых
разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом
валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии
предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит ее в особое
положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом
изучения ни одной другой науки.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья н
резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.
Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для
валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медицины
качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает
возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и
соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.
Целью
валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и
резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей
его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В этом отношении в
теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей
формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового
образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке
мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Задачами
валеологии являются:
- Изучение
закономерностей формирования здоровья человека.
- Исследование
и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование
установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и
укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к
здоровому образу жизни.
Взаимосвязь
валеологии с другими науками. Каждому этапу развития человеческого общества
свойственен определенный прогресс развития науки. В значительной степени это
относится к наукам о здоровье человека. Однако сами понятия здоровья и
обеспечивающих его факторов настолько сложны и многогранны, что оказались
предметом рассмотрения многих наук, каждая из которых изучает лишь определенные
аспекты этих основополагающих вопросов. В результате изучение проблем здоровья и
путей его обеспечения оказалось предметно разорванным. Вобрав в себя достижения
многих наук (рис. 1) и взяв за основу достижения наук о человеке биологии,
генетики, физиологии, психологии и многих других сторон его жизнедеятельности,
валеология создает интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению
здоровьем человека.
Рис. 1. Взаимодействие валеологии с другими науками
Особенно
тесные взаимоотношения складываются у валентологии с медициной, которая включает
в себя отрасли, занимающиеся отдельными вопросами обеспечения здоровья, в
частности санологию и гигиену. Но валеология, как уже отмечалось, имеет свои
собственные характеристики как самостоятельная наука (проблему, предмет, объект,
метод и т.н.), поэтому между этими науками существуют и принципиальные различия
(табл. 1).
Определяющие признаки науки |
Медицина
(клиническая, профилактическая,
теоретическая, экспериментальная) |
Гигиена (общая, коммунальная,
социальная, радиационная, питания, труда, подростковая) |
Валеология
(медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая,
возрастная) |
Основные направления науки |
Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и
предупреждение |
Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности
человека и среды его обитания |
Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека |
Основная концепция, доктрина |
Человек и его заболевания |
Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания |
Человек и его здоровье, здоровый образ жизни |
Объект изучения |
Человек, подверженный заболеваниям |
Среда обитания и условия жизнедеятельности человека |
Практически здоровый человек |
Предмет исследования |
Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика,
лечение и профилактика заболеваний |
Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные
характеристики среды его обитания |
Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление
функциональных возможностей человека |
Методы исследования |
Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека |
Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья
характеристик среды и условий жизнедеятельности |
Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья,
профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы |
Пути достижения цели и результатов |
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения |
Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения |
Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения |
Таблица 1. Сопоставление определяющих признаков наук о
здоровье человека (Ю.К. Бахтин с соавт., 1989)
Как видно из
представленной таблицы, валеология принципиально отличается от других наук,
изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в
сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек в то время, как
у медицины болезнь и больной, а у гигиены среда обитания и условия
жизнедеятельности человека. Вот почему, как отмечает В.П. Петленко (1996),
валеология должна взять основные посылки Сократа («человек — познай себя») и
Конфуция («человек — сотвори себя») и определить своей основной стратегией
«Человек, познай и сотвори себя!».
Следовательно,
валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто
медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на
самого человека, на его ответственность за свое здоровье! Однако следует
отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах
трудно провести четкую грань, разделяющую их, гак что интересы валеологии порой
довольно тесно взаимопронизываются с интересами, например, гигиены, санологии и
патологии.
Таким образом,
анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную
специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в
системе наук о человеке.
Несмотря на
свою очевидную молодость, в валеологии, находящейся на стыке многих наук,
происходит заметная дифференциация, отражающая прежде всего специфику интересов
ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей научного знания.
НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИИ
В настоящее
время в валеологии можно выделить следующие ее основные направления.
Общая
валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или
области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке,
предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и
вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
От общей
валеологии, которую можно рассматривать как ствол дерева науки, отходят се
ветви, отрасли валеологии.
Медицинская
валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику,
изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний,
разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных
социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей
организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние
факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья
и здорового образа жизни человека.
Возможно, уже
в ближайшее время медицинская валеология должна будет приобрести особое место в
подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована
на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека,
имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на
различных возрастных этапах возрастного развития. Сейчас эта отрасль валеологии
развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими
обстоятельствами:
- потребностью
общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него
культуры здоровья;
- проблемой
негативного влияния образовательной среды на здоровье детей-
-
относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ для
оздоровления населения.
Основными
понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование,
валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологическая культура.
Валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и
практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих
ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение — это процесс формирования знаний о закономерностях
становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями
сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его
факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения,
освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и
здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования
ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни,
построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного
мировоззрения. Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных
понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и
представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого
валеологического знания.
Результатом
валеологического образования должна стать валеологическая культура человека,
предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических
возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья,
умения распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами
образования: умственным, физическим, профессиональным, эстетическим и другими.
Задачи
педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:
- Воспитание у
человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения
ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма
человека.
- Обучение
человека средствам и методам оценки своего физического состояния и использования
функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для
поддержания своего здоровья.
-
Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья
людей и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими
упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.н.
-
Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в
образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
- Работа с
родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье.
- Работа с
педагогическим составом образовательного учреждения для создания коллектива
единомышленников-педагогов, ориентированных на здоровьесберегающую
профессиональную деятельность, и валеологическое образование педагогов, которые
сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
Возрастная
валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека,
его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные
возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой
обеспечения здоровья через профессиональное тестирование и профессиональную
ориентацию посредством построенных на научно обоснованных методах оценки
индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает
особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет
методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой
деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная
валеология исследует особенности влияния различных особых, опасных для жизни
человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности
этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья
в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология
тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная
валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании
здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья
каждого из поколений и всей семьи в целом. Этот раздел валеологии имеет большое
будущее, так как формирование здоровья — от подготовки к деторождению до
воспитания осознанного отношения к здоровью — целенаправленно и последовательно
может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий
антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение
человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В
связи с этим валентология должна, с одной стороны, изучать характер влияний
измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать
рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в
складывающихся экологических условиях.
Социальная
валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его
многообразных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере
интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных
группах (постоянных или временных) как в целом (коллективы, группы), так и
каждого из ее элементов.
|