Наши традиции
— Василий Анатольевич,
как и почему родились такие слова и в чем вы сами видите их смысл?
— Эти слова родились давно, когда мы только начали
возрождать казачество. Это было 20 лет назад. И по мере того как
укреплялось наше казачество и как развивалось местное самоуправление,
эти слова стали нашим жизненным девизом, я бы даже сказал, нашим
станичным брендом. В чем его суть?
Во-первых, в том, что наша станица действительно
казачья. Наши предки-казаки прославили ее на полях сражений в
Кавказской, русско-турецкой, японской, первой мировой войнах. Достаточно
сказать, что, сражаясь на рубежах нашей Родины, 38 бриньковчан - казаков
стали кавалерами Георгиевского креста. Столько человек на одну станицу!
Это о многом говорит.
Бриньковская вообще военная станица, она была
основана генералом Иваном Брынком как военный редут, по краю таких было
несколько, но история свидетельствует вот о чем. Раненный в бою генерал
И.Ф. Брынк умер от ран в станичном редуте, и именно в его честь станицу
назвали Брынковской, а позже стали называть мягче — Бриньковская.
Генерала Ивана Федоровича Брынка на Кавказе тогда сменил известный
полководец Александр Васильевич Суворов. Он был в нашей станице, и этим
самым мы тоже вошли в историю.
Мы гордимся своими земляками-героями и просим всех,
кто приезжает к нам в станицу, так же, как и мы, уважать нашу историю.
Во-вторых, на всех въездах в станицу у нас
установлены большие православные кресты, тем самым мы подчеркиваем, что
мы, казаки, христиане, народ православный, и мы просим это учитывать, не
нужно к нам приходить с чужим уставом, у нас собственный имеется.
И в-третьих, казаки всю жизнь добросовестно работали
на земле, и тот, кто приезжает в нашу станицу на постоянное место
жительства, должен знать, что трудолюбие — это обязательная прописка в
станице, по-другому просто не получится. Вы пройдите у нас по станице,
по любой улице, не только в центре. Все дворы ухожены, все подбелено,
подкрашено, а земля в идеальном состоянии.
— Это действительно сразу бросается в глаза.
— Причем никто не заставляет людей это делать, это у
нас в крови. Так у казаков всегда было. И когда мы на транспаранте,
установленном на въезде в станицу, призываем соблюдать порядок, мы имеем
в виду и благоустройство, и порядок общественный. Наша станица
спокойная, у нас нет криминала. Я приведу даже такой пример.
Сейчас о «детском» законе знают на Кубани все, а у
нас в станице еще с самого момента возрождения казачества ежедневно
выходит на дежурство казачий патруль, казаки слаженно работают со
службой участковых инспекторов. Поэтому и порядок в станице.
— А как вы думаете, заезжий криминал мог бы
укрепиться в станице?
— Вряд ли. Наши казаки этого не допустят. Как-то
приезжали к нам крутые ребята, пальцы веером пытались ставить, но долго
не задержались.
Родоначальница района
— Заметно, что вы любите свою станицу и дорожите ею.
А в чем видите ее главную особенность, чем ваша, как вы подчеркиваете,
лучшая станица отличается от других в районе?
— Бриньковская — родоначальница района. Первой на
этих землях образовалась она, а затем уже появились станицы
Приморско-Ахтарская, Ольгинская, Бородинская и другие населенные пункты.
Отсюда и ее богатая история, и крепкие казачьи корни, и одновременно ее
особая роль, и, я бы сказал, ответственность: раз мы первые, значит,
должны быть лучшими, а как иначе?
Родословная казаков
— Казачьи корни действительно крепки — или это просто
разговоры, потому что модно говорить о казачестве?
— Насчет моды на казачество уже давно говорить не
приходится. Да, когда мы только возрождали казачество, были проблемы,
многие относились к этому без понимания, открыто говорили: «Зачем нам
казаки? Они не нужны!». А сегодня уже никто не представляет себе Кубань
без казачества. Это объективная реальность. И сами казаки стали другими,
отсеялись люди случайные. Достаточно сказать, что за эти годы из 130
человек в казачьей организации станицы осталось 70, то есть фактически
половина оказалась балластом.
Теперь что касается казачьих корней в станице. В
Бриньковской очень много семей, которые относятся к старинному казачьему
роду. Это род Бутко, Профатило, Муленко, Мищенко, Строцких и многих,
многих других. Эти люди у нас сегодня достаточно известные. Когда я
открыл похозяйственную книгу, а она у нас сохранилась с 1905 года, то
все эти фамилии нашел там. Еще в те времена они зарекомендовали себя в
станице как крепкие казачьи семьи.
Но когда, изучая историю, мы стали людям рассказывать
об их родословной, оказалось, что некоторые о таких своих глубоких
казачьих корнях и не знали. И это объяснимо, «зашпоры» революции, от
которых мороз по коже шел, сидели в людях серьезно и очень глубоко. Ведь
по команде из Москвы казачество было действительно уничтожено как класс,
его фактически стерли с лица земли, выкорчевали. Тот, кто чудом остался
в живых, о своей принадлежности к казачеству знал, но никогда не говорил
об этом даже своим детям, чтобы, не дай Бог, не отправить семью в
ссылку, тюрьму или на смерть. Вот почему, открывая историю станицы
заново, многие открывали и сокровенные тайны своих семей, признаваясь:
«А мы и не знали этого, отец с матерью ничего не рассказывали».
Прадедовская папаха
— И ваш отец вам ничего не говорил?
— Не говорил. Я только помню, как моя прабабушка
Дарья иногда открывала свой сундук с домашней утварью, где все было
пересыпано нафталином, доставала дедовскую папаху, надевала на меня и
плакала. Мне тогда было лет пять-шесть, и я, естественно, не понимал,
почему она плачет, и только теперь, с годами, вспоминаю об этом, и у
меня самого замирает сердце, ведь какую трагедию пришлось людям
пережить…
Что касается моего отца, то о казачестве он ничего не
рассказывал, но характер настоящего казака в нем проявлялся всю жизнь.
Например, когда у меня по той или иной причине складывалась тяжелая
ситуация, он всегда говорил:
— Василь, мы — казаки. Терпи.
И нас, детей, он воспитывал жестко, в казачьем духе.
Отец был немного ниже меня, но такой кряжистый! Рука крепкая, если
вспорет, то запомнишь надолго.
— И что, на самом деле он вас?..
— Порол, когда было за что.
— Например?
— Однажды я закурил, а отцу об этом рассказали.
Захожу во двор, он стоит, а надо сказать, что отец никогда не кричал, не
гонялся за нами, он просто меня пальцем поманил: «Иди сюда». Голову
между ног заложил и ремнем по известному месту. А потом и говорит: «А
теперь иди и, если хочешь, кури, но знай, каждый раз после этого будешь
наказан».
С тех пор я не курю, а у меня уже семеро внуков. И
надо заметить, отец сам никогда не курил и для своих детей был хорошим
примером.
И еще один случай помню. Уже взрослым пацаном я
как-то сыграл со своими сверстниками в карты, и об этом стало известно
отцу. И снова он мне пальцем показывает: «Иди сюда». А после порки
сказал: «Запомни, будешь играть в карты — все, что я заработал, и все,
что заработаешь сам, пустишь по ветру, будешь нищим и голодным и детей
своих обретешь на нищенскую жизнь. В карты играют только негодяи,
которые не ценят ни своего, ни чужого труда».
Верите, с той поры я ни разу не брал карты в руки. А
ремень отцов помню до сих пор, хотя бил-то он меня крепко, но в меру,
однако мне и этого хватало. Ремень у него был фронтовой, с бляхой, на
которой из прутиков была сделана звезда, но бил он, понятно, не бляхой,
а самим кожаным ремнем.
— Обижаетесь на отца?
— Наоборот, я ему благодарен, он научил меня
понимать, что если есть проступок, то есть наказание, и это наказание
неотвратимо. И научил меня различать, что в жизни хорошо, а что плохо.
Иногда и сейчас, спустя годы, я думаю, что, если бы он меня проучил
тогда еще за ряд моих других проступков, наверное, моя жизнь не имела бы
таких зигзагов, а была бы более ровной…
Отец родился в 1898 году. Он революцию встретил
20-летним человеком и в прямом смысле слова прошел через круги ада…
Потом Великая Отечественная война. Я вспоминаю его тело, на нем живого
места не было — весь изрубанный, в ранах, ожогах, но воля к жизни была
удивительной. Его когда жена из госпиталя забирала, врачи сказали: «Этот
богатырь проживет максимум три месяца». А он, будучи инвалидом второй
группы, всю жизнь потом трудился, он был строителем.
— Вы ведь тоже строитель по образованию, это в отца?
— Конечно.
Одной семьей
— Вы построили в станице очень красивый дом, большой,
современный, он заметно выделяется своей архитектурой среди других
домов. Вы так хотели реализовать себя как строитель или на то были
какие-то другие причины?
— В этом тоже проявилось отцово воспитание и
отцовский казачий подход к жизни. Он всегда говорил мне так: «Василь, за
что бы ты ни взялся, помни: либо делай добротно, либо никак».
Иными словами, или делай дело хорошо, или не берись
за него вовсе. По этому принципу я живу всю жизнь, где бы я ни был и кем
бы ни работал — строителем в колхозе, атаманом станицы, районным
атаманом или главой администрации сельского поселения.
А дом я строил не столько для себя, сколько для
детей. Честно признаться, я мечтал о том, чтобы под одной крышей собрать
всю нашу большую казачью семью, то есть чтобы в этом доме жили я с
женой, а также сын и дочь с их семьями, словом, как раньше у казаков
было. Но потом я понял, что это неправильно, на улице уже другое время и
каждая семья должна жить отдельно. Теперь в новом доме живет сын с
супругой, у них четверо детей, двое из которых двойняшки, и я надеюсь,
что они еще нас с женой одарят внуками, места в доме всем хватит. Мы с
супругой живем с ними в одном дворе, но в другом, небольшом домике. Дочь
со своей семьей живет в квартале от нас. У нее трое деток — и тоже двое
двойняшек. Так что я богатый дед на внуков. И очень этому рад.
Глубокие корни
— Есть кому продолжать ваш казачий род, кстати, он у
главы поселения также имеет глубокие корни?
— Да, у нас богатая родословная, и надо сказать,
прямая. Наши предки были в числе тех, кто впервые переселялся на Кубань
с Полтавщины. Дед мой Илья Максимович — из станицы Поповической, ныне
это Калининский район. У него было много детей: два Ивана, два
Александра, мой отец. Но я помню только одного своего дядьку — Ивана,
остальные сгинули, попав в мясорубку Гражданской войны.
Начал я собирать свою родословную вот почему. Сын
дяди Вани написал автобиографию о семье. Мне он тоже ничего не
рассказывал, а после его смерти жена и дети издали его записи и прислали
мне один из экземпляров. Я как прочитал! Бог мой, мои корни-то,
оказывается, рядышком, всего в 60 километрах от Бриньковской — в
Калининском районе.
— Ездили туда?
— А как же!
— И нашли родовое подворье?
— Нет, это уже нереально, но, что примечательно, там
сохранился деревянный храм, который в те времена строили казаки, и в
этом храме остались церковные книги, а в них — записи о всех наших
родственниках.
— Сердце замирало, когда читали?
— Не то слово! И не только мое, я туда и свою дочь
возил знакомиться с архивами.
— Вы своего деда помните?
— Нет, он погиб во время войны, но знаю, что за моим
дедом была замужем дочка атамана Стиба. Он был атаманом вплоть до
революции, потом расстрелян.
В 1949 году наша семья переехала в станицу
Бриньковскую. Я теперь только понял, почему люди тогда меняли место
жительства: в родной станице их, казаков, знали, и кто-то мог бы мстить,
создавая неприятности для семьи. И в то же время уезжать далеко от своей
малой Родины не хотелось, вот и селились из Брюховецкой — в
Бриньковскую, из Бриньковской — в Джерелиевскую и так далее…
В фермеры и предприниматели
— Мы много говорим с вами о казачьих корнях вашей
семьи и семей других станичников, в связи с этим хотелось бы затронуть
такую тему. Раньше отличительной чертой характера казаков была работа на
земле. А как проявляют себя в этом плане нынешние казаки станицы?
— Наши казаки в основном и работают на земле,
например, мой сын — фермер. В нашем поселении всего 42 фермерских
хозяйства, и две трети их возглавляют казаки. Многие потомственные
казаки занялись предпринимательской деятельностью. Наш предприниматель
Александр Пагуба отстроил торговый центр станицы. Конечно, не все казаки
стали хозяевами, многие работают у тех же фермеров или предпринимателей
по найму, но все работают, никто не сидит дома без дела.
Экономика завтрашнего дня
— Многие годы Бриньковская держалась за счет
единственного сильного хозяйства «Бейсуг», но и оно не так давно
приказало долго жить? Как на сегодня с безработицей в станице?
— Да, в «Бейсуге» работали полторы тысячи человек.
Хозяйство держалось дольше всех в районе, но все равно рухнуло, пришли
инвесторы, новые хозяева, и сейчас работающих осталось 350 человек.
Сокращены многие производства: консервный завод закрыт, мельница,
маслобойный цех. Свиноводческие фермы выделены из хозяйства и переведены
в другой район. Мы получили очень большую проблему, которую, конечно же,
обязаны решать. Сейчас мы ищем надежных инвесторов для создания
серьезного агропромышленного производства. Пока не хочется забегать
вперед и говорить что-то более конкретное, но я уверен, что вместе с
районной властью мы эту проблему решим, и дальнейшее экономическое
развитие станицы будет. Да и люди у нас сегодня не сидят сложа руки,
многие находят выход — занимаются личным подсобным хозяйством, у нас
появилось и новое направление деятельности — садоводство.
Стабильность с 1905 года
— Не наблюдается ли сегодня оттока населения из
Бриньковской?
— Нет. В этом плане наша станица очень стабильная. У
нас есть данные переписи населения с 1905 года. С тех пор в станице
постоянно проживает в пределах шести тысяч человек. Уменьшалась
численность населения только во время войны и после революции, а потом
снова цифры выравнивались.
Казацкому роду нет переводу
— Как вы заметили, у вас семеро внуков. Можно ли по
родословной главы сельского поселения судить о некотором увеличении
рождаемости в станице?
— Рождаемость в Бриньковской увеличилась, и намного.
В прошлом году у нас впервые за многие годы она превысила смертность, а
шесть лет назад смертность превышала рождаемость в 2—3 раза.
— Как вы думаете, что этому способствовало?
— Многие стали уверенно себя чувствовать в
материальном плане, и еще такой главный для села фактор — мы смогли
решить целый ряд социальных проблем. В позапрошлом году отремонтировали
один детский сад, а в минувшем году другой, который достался нам в
наследство от местного хозяйства, на 120 мест. Детский сад стоит —
красавчик, равных ему в районе нет. Отремонтированы все три станичные
школы, и по своему внешнему и внутреннему виду, а также по тому
оборудованию, которое нам удалось приобрести, а это доски, телевизоры,
компьютеры, они совершенно не отличаются от городских школ.
Всем миром
— На посту администрации сельского поселения вы
работаете уже шестой год. Чем еще вы можете гордиться, что, на ваш
взгляд, вам удалось сделать значимого для станицы?
— Если честно, то я радуюсь, если удается сделать
даже самую малость, но я сразу хочу оговориться, что сам я бы не сделал
ничего, мы действительно работаем вместе с депутатами и со станичниками.
Ни одно мероприятие не проходит, ни одна проблема не
решается без участия наших казаков, которых ныне возглавляет атаман
станицы Вячеслав Захарович Чайка, семья которого имеет такие же глубокие
казачьи корни, как и у многих других бриньковчан.
В нашей станице принято все вопросы решать вместе,
каждый вносит свой посильный вклад в решение той или иной задачи. У нас
население настолько заинтересовано в общей жизни станицы, что наши сходы
граждан довольно необычны. Если у нас сход, то это значит, что в Дом
культуры, который, кстати, также недавно отремонтирован, не пробиться, в
зале яблоку негде упасть — приходят все. И еще один момент. На сходах мы
уже практически не обсуждаем, что сделано, — это все знают. Мы говорим о
том, что нам нужно сделать в ближайшее время.
Удовлетворение приносит все, что удается сделать, и
мне трудно выделить объект наиболее значимый. Но для души, конечно,
важнее всего, что мы смогли построить храм в станице, и я очень
благодарен за помощь в этом вопросе прежде всего губернатору Кубани
Александру Николаевичу Ткачеву.
— Он помог с выделением денежных средств?
— Да, но я хочу сказать, что глава края лично был в
станице, причем приехал, никого не предупредив. В один из выходных дней
мне просто позвонили и сказали, что губернатор уже в станице. Александр
Николаевич посетил ряд объектов и выразил удовлетворение нашей работой,
поблагодарил за храм и пообещал помочь. И помог.
Духовность — это на века
— Возвращаясь к тому, что вы любите все делать
добротно и чтобы все у вас было самое лучшее, хочется заметить, что
построить в станице Бриньковской самый лучший храм, конечно, нереально.
Но правду говорят, что роспись вашего храма уникальная и чуть ли не
единственная в России?
— Насчет того, что она самая лучшая в России, точно
сказать не могу, а вот что уникальная — это правда. Все, кто к нам
приезжал, утверждают, что роспись высокого качества, и она двух стилей.
У нас храм двухъярусный, так вот верхний храм расписан в петровском
стиле, а там, где престол Серафима Саровского, — в классическом
варианте.
В этом месяце исполнилось ровно четыре года, как мы
заложили первый камень храма, и все эти годы нам помогали многие. Свою
лепту внесли и казаки. Личные пожертвования на строительство храма при
посещении станицы внес атаман Кубанского казачьего войска Николай
Александрович Долуда.
— Станица Бриньковская образовалась как военное
поселение. Именно в память об этом храм назвали именем Георгия
Победоносца?
— Наша станица свято чтит память своих земляков,
погибших в самых различных военных сражениях, и очень знаменательно, что
новый храм расположен на территории парка Победы. Недавно закончилась
реконструкция этого парка, и теперь на стеле здесь значатся имена тех,
кто погиб в Гражданскую войну, в том числе и наших казаков, и тех, кто
пал на фронтах Великой Отечественной войны, кто проявил мужество и
отвагу в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Мы постарались не
забыть ни одного имени. Теперь, как говорится, история все расставила по
своим местам.
В нашей станице бережно относятся к своей истории. У
нас очень хороший музей, где самый большой раздел посвящен именно
истории Бриньковской, которой мы по праву гордимся. Мы каждый год
традиционно и широко проводим торжества, посвященные памяти первого
летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи. На эти торжества прилетают именитые
гости из Москвы, в их числе космонавты и летчики-испытатели. Вот это и
есть патриотическое воспитание молодежи.
Скажу без всякого преувеличения, любовь к родной
станице и ее корням, ее истории очень сильна у всех поколений. Наши деды
и отцы буквально прикипели сердцем к родной земле, и теперь их дети и
внуки продолжают славную традицию своих предков. Стадия возрождения
казачества плавно переросла в процесс его укрепления и дальнейшего
развития. В местной школе успешно действуют казачьи классы, в станице
уже три года работает казачий кадетский корпус. Он уже утвердился в
своем развитии. На последнем звонке, который прозвучал несколько дней
назад, присутствовали не только воспитанники, педагоги и родители, но и
атаман Таманского отдела ККВ Иван Васильевич Безуглов и первый
заместитель руководителя департамента по делам казачества Александр
Тимофеевич Марченко. Было очень торжественно, играл духовой оркестр, а
кадеты порадовали присутствующих замечательным концертом. Так что
казачьи корни становятся только мощнее и еще глубже закрепляются на
родной земле.
Перспективы на завтра
— Василий Анатольевич, мы все время говорим о станице
Бриньковской, но в ваше сельское поселение входит еще и хутор
Тамаровский. Что вы можете сказать о его развитии?
— Если честно, то я лично чувствую некоторую вину
перед жителями этого хутора, потому что в Бриньковской мы сделали очень
много, а до Тамаровского в полной мере еще не дошли, хотя этот маленький
хуторок в прямом смысле жемчужина нашего района. Он асфальтирован,
газифицирован, и главная его достопримечательность — Бейсугский лиман.
Вы не поверите, но летом люди сюда устремляются на отдых даже из Сочи.
Место уютное, теплое, спокойное, и у хутора большое будущее.
Мы уже предпринимаем первые шаги по курортному
развитию Тамаровского. В прошлом году сделали платную автостоянку. Она
принесла не столько деньги, сколько некоторую цивилизацию — мы
оборудовали пляж с теневыми навесами, где работают служба спасателей и
медсестра. Планируем в ближайшем будущем строительство автокемпинга, а
будут приезжать отдыхающие — будет развиваться и торговая сеть.
Но ближайшая наша задача — решить социальные проблемы
самих жителей хутора. Одна из них — детский сад, в котором нуждаются 50
деток.
— А поговаривают, что в хуторе хотят закрыть школу.
— Ни в коем случае. Пока мы ее держим и закрывать не
намерены. Как ее закрыть, если там сотня детей учится? Наша задача
развиваться, а не сворачиваться. Будет развитие хутора — и число детей
возрастет. А это будет. Я уверен, что и у станицы Бриньковской, и у
хутора Тамаровского перспективное будущее. А мы, казаки, свое слово
держим.
— Удачи вам!
— Спасибо.
Беседовала
Татьяна СОЛОВЬЕВА.
Приморско-Ахтарский район.
2011 год. |