Краевым
фондом памяти Ф.А. Щербины издан 3-й том его воспоминаний
«Пережитое, передуманное и осуществлённое». Издание тиражом в 2 тыс.
экземпляров вновь осуществлено при поддержке фонда Олега Дерипаски
«Вольное Дело» в рамках программы «Историко-культурное наследие
Кубани». Научный редактор издания Чумаченко В.К. пишет: «Третий
том воспоминаний Ф.А. Щербины вновь переносит нас на Кубань, в
историческую Черноморию. В создании сельскохозяйственной артели
согласились принять участие, помимо Ф. Щербины, еще четверо
семинаристов: Яков и Григорий Попко, Кирилл Грачев и Василий
Архангельский, покинувшие ради этого последний курс Кавказской
духовной семинарии. Местом эксперимента, призванного потрясти
государственные основы, выбрали станицу Бриньковскую, где служил
дьяком отец К. Грачева. Работая в артели, Федор Андреевич освоил все
сельскохозяйственные премудрости: считался лучшим косцом («водил
перед») и был отличным плугатырем».
Особый интерес, безусловно, 3-й том воспоминаний
представит для жителей современной Бриньковской – ведь все герои
книги взяты из жизни и действуют под настоящими именами. Станица
Бриньковская принадлежала к числу самых глухих и слабо затронутых
культурным влиянием извне станиц, несмотря на очень благоприятные
естественноисторические условия: обширный Бриньковский лиман, самая
мощная степная река – Бейсуг, «князь степных вод» в переводе с
татарского языка, обширная плодородная степь.
«Бриньковское население не сразу обратило на
нас должное внимание, — пишет Ф. Щербина. – И сам
Свиридонович подумал, что к отцу Петру приехали знакомые – «скубенти»,
которые поживут-поживут и уедут к себе. Но позже, когда узнали тайну
немецкого плуга, их признали людьми не легкомысленными, а полезными
для станицы и в некоторой степени даже своими, так как по
происхождению мы были свои, казаки».
Казаки, как и Свиридонович, не видели в
ассоциации примера для подражания. Свиридонович высказался так:
«Мени це дило не з руки. У мене маеться своя «сацияция»
— два сына, дви невистки та я з старою, велика симья. У нас все
добро налажено и як по маслу иде. Якои ж трэба нам ще «сацияции?.
Може оно у вас и выйде, так тильки тоди и вы скажете «гоп!», як воно
у вас выскоче!»
«В течение первой недели мы возились с распашкой
целины – пять дней ушло на пахоту, а шестой – на посадку семян на
баштане и на посев проса и льна. Затем, во всё остальное время,
работы производились в две смены: двое пахали мягкие земли немецким
плугом, а двое скородили вспаханную землю и сеяли; они же вели кухню
– готовили обед, а завтра, полдник и ужин мы устраивали все сообща.
Во время дождливых дней они, по выражению Ф.Щербины, «кейфовали»:
спали, читали, вели разговоры»
Может быть, описания трудовых будней ассоциации
покажется кому-то излишне подробным и детализированным. Но автор,
предвидя это, пишет: «Вся жизнь слагалась из подобных мелочей, и
кардинальный для земледельца вопрос о реализации продуктов его
трудового года на торговых рынках так был опутан разного рода
мелочами, как паутиной».
Многим читателям могут показаться интересными
описания разных людей и характеров казаков. Васька Орлов,
однокурсник по Кавказской духовной семинарии, высказывает своё
мнение: «Черноморцы ваши – люди иного сорта, люди умные,
сметливые и, как хохлы, себе на уме. Я нарочито останавливался в
некоторых станицах, чтобы присмотреться к ним. Коли ты чужой для них
человек, лишнего слова у черноморца из зубов не вырвешь. стоит он,
молчит, на тебя смотрит, а глазами, как аршином, с головы до ног
меряет… Я ближе сошёлся с ними, чем с линейцами, хотя и плохо
понимал их язык. Они мне очень понравились… Не навязчивы, не
заносчивы, знают себе цену и умеют других ценить, а когда
столкнёшься с ними на деле, лучших приятелей и не найдёшь».
Вообще Фёдор Андреевич высоко ценил роль дружбы в
своей ассоциации. «Наши отношения всегда были дружественны. Я
ценил в товарище (Вася) его честность, безукоризненное отношение к
обязанностям, работоспособность и активное проявление её, несмотря
на его невоздержанность в языке, некоторую долю самомнения и другие
мелкие грешки. Нас обоих, несомненно, ещё более сблизила болезнь. Я
чувствовал признательность к нему за его сердечные отношения ко мне
и заботливость, а он стал сдержаннее, уступчивее и доверчивее».
Как известно, казачество издавна привержены
православной вере. Но наряду с этим, процветало суеверие. Щербина
некоторое время обучал детей зажиточного казака Григория Львовича
Миргородского. И вот однажды в понедельник Григорий Львович запретил
заниматься с детьми.
«Сёгодня не слид бы займатысь им книжками та
ученням. – Чого? – вырвался у меня вопрос. – Хиба ж вы забулы,
що сёгодня понедилок? – спросил он меня. – Ни, нэ забув, —
ответил я, не понимая, к чему клонил своё замечание казачий
патриарх. – Понедилок – важкый дэнь, — пояснил он».
Несмотря на это, Фёдор Щербина отметил у казачьих
детей интерес и внимание к книжной премудрости. У них на всё было
своё мнение. «Когда по русской грамматике шёл урок о падежах, то
один из учеников, услышав слово «падеж», с оживлением спросил
у меня: «Хиба в граматыци слова так дохнуть, як у нас скот?».
Когда же я объяснил ученику, что в грамматике падежами называют
изменения слова в конце слова, то он огорошил меня вопросом: «Нащо
ж учении люды ввели в грамматику такэ поганэ слово?».
Интересны описания казачьего быта и методов
хозяйствования. «Доили на хуторе коров таким же варварским
способом, как и всюду по Черномории. Из особого помещения выпускали
телят, которые быстро по мычанию матерей находили их. Телят
подпускали к соскам матерей для вызова в сосках молока и жестоко
деревянными отбывачами мили их по мордочкам, когда они пытались
полакомиться материнских молоком при работе доильщицы».
Всем своим трудом бывшие семинаристы хотели
показать возможность коренного переустройства земледельческого
хозяйства, всей экономики в жизни трудового народа. Всей своей
жизнью Ф.Щербина доказывал, что думающему человеку, радеющему за
судьбы своих земляков, невозможно просто прожить для себя. Он
размышлял и над отрицательными явлениями, и над тем, почему же при
всём своём трудолюбии народ живёт плохо и трудно, и над тем, какую
роль играет воспитание в жизни людей. «В своей долголетней жизненной
практике я неоднократно останавливался на воспитательном значении
трёх стихий – материнской любви, материнского языка и общекультурных
условий – при развитии и формировании отельных личностей»
Рано задумался Ф.Щербина и о вреде пьянства.
«Особенно недопустимым казалось мне свободное, как бы гарантируемое
законом, потребление спиртных напитков на разного рода торжествах и
праздниках, в которых наряду с обыкновенной публикой принимали
участие духовные лица и представители власти». «Мой первый
опыт в печати по вопросу об алкоголизме как источнике гражданских
безобразий и преступных деяний убедил меня в полной моей пригодности
для научных и литературных работ в народническом духе».
Обнадеживающие результаты первого года работы
убедили реформаторов в правильности своего предприятия, однако на
второй год их преследовали сплошные неудачи. Год выдался
неурожайным, сено сгорело, а вентеря для рыбной ловли порезали
конкуренты. Но самое главное: станичники, в принципе хорошо
относившиеся к трудолюбивым артельщикам, отказались последовать их
примеру коллективного труда, а значит, и главная цель начинания не
была достигнута. Решено было на время прекратить эксперимент, а для
начала поучиться в Петровской земледельческой академии, куда первыми
должны были отправиться Ф. Щербина и Г. Попко.
Для учебы в Москве нужны были средства, а денег
хватало только на дорогу. Фёдор Андреевич нанимается репетитором в
семью богатого скотопромышленника Миргородского. Но истинным
подспорьем в осуществлении мечты об учебе в высшем учебном заведении
стала войсковая стипендия, выделенная атаманом М.А. Цакни. Она была
честно заработана первой литературной публикацией Ф.А. Щербины в
газете «Кубанские областные ведомости». В 1872 году в ней была
опубликована его статья «Из станицы (Общественные кабаки)», в
которой предлагалось вместо частных кабаков устроить общественные
питейные заведения под контролем властей, с тем чтобы полученные
доходы отчислялись в общественный капитал. Статья понравилась
редактору газеты М. Гегидзе, который похлопотал за автора перед
атаманом. Тот принял у себя семинариста, подробно расспросил о его
желании учиться в Петровско-Разумовской академии, об интересовавших
его науках и благословил на поездку в Москву.
Первый литературный успех и внимание областных
властей резко переменили отношение к нему в родной станице. Многие
считали, что после окончания курса наук Федора произведут прямо в
чин сотника, минуя чины урядника и хорунжего, как это нередко
случалось с лицами, получившими высшее образование в столицах. Но
его самого волновали не служебные перспективы, а мысль о том, что он
«будет служить народу в области его духовных нужд и связанных с ними
материальных потребностей». Он твердо решил для себя не уходить с
того пути, по которому шел уже «несколько юношеских лет, как
народник, долженствующий честно служить трудовому народу».
Уезжая в Москву, Федор Андреевич увозил с собой
многочисленные записи, заметки, извлечения из официальных
документов, собранные им за два с половиной года работы на Кубани.
Впоследствии они пригодились при написании его первых книг «Очерки
южнорусских артелей и общинно-артельных форм» и «Земельная община
Кубанских казаков», а также статей, опубликованных в ряде газет и
журналов.
Проводы будущего студента вылились в настоящий
апофеоз его «морального единения» со станичниками. Поскольку уезжать
надо было до ранних петухов, отъезд отмечали накануне. Народу пришло
множество. По обычаю принятой в таких случаях складчины знакомые и
соседи несли пирожки с потрибкою, творогом, яблоками и вишней,
колбасы и свежее свиное сало, горшочки с коровьим маслом и сметаной,
жареных куриц и цыплят, а двоюродная сестра Марфа притащила целого
жареного поросенка. Каждый участвующий в приношении передавал его
хозяйке дома со словами «на дорогу». Все вдоволь ели и пили,
поздравляя Федора с «наградой», каковой казалось им поездка на
учебу. Он понимал всю неоднозначность их взглядов на его успех у
начальства, но искренность сказанных земляками слов трогала и
ободряла казака перед дальней дорогой.
«В то же время и природа как бы поощрительно
отнеслась к нам, ярким светом приветствуя наше самостоятельное
вступление в жизнь. Всходило солнце, и его льющие свет лучи красиво
заблестели на крестах и куполах возвышавшегося высоко над городом
кафедрального собора». Вот так поэтично описывает автор свою
дорогу в дальнейшую нашу жизнь, в которую он и его друзья
отправлялись убеждёнными народниками.
Тимошина Т.И., зав сектором
краеведческой библиографии Каневской МЦБ