В.П. Громов,
кандидат исторических наук, доцент
Кубанского государственного
университета, казачий генерал
Кубанская общественность, казачество отмечают
ныне 155-ю годовщину со дня рождения Ф.А.
Щербины - выдающегося российского ученого,
основателя бюджетной статистики, идеолога и
историка Кубанского казачества, общественного
деятеля - человека, которому мы признательны и
которым гордимся. С его именем связаны и
изучение прошлого Кубани, и нынешний процесс
возрождения казачества, патриотизма, любви к
родному краю.
Нынешний юбилей - не только дата. Это ещё одна
веха возрождения нашей исторической памяти. Без
таких вех жизнь превратилась бы в существование,
лишенное корней, не имела бы перспективы.
Особенно важна эта веха в деле возрождения
Кубанского казачества. Память обладает
избирательностью. Она субъективна в оценке
событий и явлений. Поэтому основу исторической
памяти должны составлять достоверные сведения,
события, факты.
Долгие годы оценки жизни и деятельности Федора
Андреевича и в научных трудах, и в периодике
зависели от политической конъюнктуры: именно она
во многом определяла позиции авторов.
Практически до начала 90-х годов ХХ века заслуги
Щербины в изучении Кубани, России оценивались
скромно, а зачастую просто замалчивались. Его
труды широкому читателю не были известны. Как
правило, хранились они в спецфондах архивов и
библиотек. Это позволяло исследователям и
использовать их, и подвергать критике, не
знакомя с ними широких читателей.
Без критики Щербины обходились не многие
историки. И начало такого подхода положил В.И.
Ленин, который использовал труды Ф.А. Щербины
по бюджетной земской статистике при создании
работы "Развитие капитализма в России". Он
критиковал Щербину за его методику использования
"средних величин", которые якобы искажали
картину расслоения крестьянства, не позволяли
видеть растущего классового антагонизма в
русской деревне, идеализировали зажиточные
хозяйства. В действительности, исчисление широко
применяемых в современной статистике средних
показателей не помешало Щербине уже в ранних
работах делить хозяйства по
социально-экономическому положению на бедные и
малоимущие, средние, зажиточные и богатые.
Щербина отдавал предпочтение описанию чисто
экономических аспектов, он не стремился создать
социальную базу для выработки политической
стратегии большевиков - и это не устраивало
будущего вождя революции.
Между тем, до Октября практически в каждой
мало-мальски образованной кубанской семье была,
читалась, изучалась фундаментальнейшая работа Ф.А. Щербины "История Кубанского казачьего
войска". После революции его книги, как и
фамильное оружие, прятались казаками, но
изымались и уничтожались властями. Да так
основательно уничтожались, что к середине ХХ в.
в частных библиотеках труды его отсутствовали. В
домашних библиотеках известны были лишь три
экземпляра "Истории…". Обладатель одного из них
-
выступающий сейчас перед вами.
В 90-е годы прошлого столетия усилиями
историков, краеведов, журналистов удалось
пробудить интерес к нашему земляку. Сейчас уже
мало кто помнит, что именно по инициативе
возрожденного Кубанского казачьего войска в 1992
г. было осуществлено репринтное издание "История
Кубанского казачьего войска". Поскольку
экземпляр оригинала, хранящийся в моей
библиотеке, был в хорошем состоянии, он и
использовался при подготовке нового издания.
Но вот уже и оно стало библиографической
редкостью, и есть необходимость вновь переиздать
этот нестареющий труд.
Щербина - очевидец и участник событий, имевших
место в России во второй половине ХIХ - начале
ХХ вв. Это был яркий, глубоко одарённый, ищущий
человек, оставивший глубокий след в истории
Кубани, и мы все должны учиться у него и
трудолюбию, и патриотизму.
Родился Ф.А. Щербина 13 февраля 1849 г. в ст. Новодеревянковской в казачьей семье. В 1861 г.
поступил учиться в Черноморское духовное
училище. Как лучший ученик направлен в
Кавказскую духовную семинарию. На четвертом году
обучения Щербина прерывает учёбу и с братьями
Григорием и Яковом Попко организует в станице
Бриньковской одну из первых в стране
земледельческую общину-артель.
Чего хотели артельщики? На практике показать
выгоды коллективного труда на земле. Но
более чем двухлетний опыт хозяйствования убедил:
станичники не восприняли их эксперимента.
Щербина прекращает работу артели и в 1872 г.
поступает в Петровскую земледельческую академию.
За участие в протесте студенчества против
существующих в академии порядков его выдворяют
из учебного заведения, и он продолжает учёбу в
Новороссийском университете. Щербина сближается
с членами Южнороссийского союза рабочих -
патриотической рабочей организацией. Следует
арест… Освобождают из-под стражи под залог в
2000 рублей. И -
высылка под надзор полиции в Вологодскую
губернию. В 1880 г. Щербина освобождён от
гласного надзора - с запрещением жить в обеих
столицах, но с правом продолжать образование.
Поселился Щербина в Кубанской области, занялся
научными изысканиями по истории, экономике,
статистике. Его избирают членом областного
статистического комитета. В 1884 г. он принят на
службу в Воронежское земство - как специалист в
области статистики; составил и отредактировал 66
томов по воронежской статистике.
За труды в области изучения крестьянских
хозяйств Воронежской губернии в 1887 г.
Императорское Географическое Общество наградило
Ф.А. Щербину золотой медалью. В 1891 г.
Российская Императорская Академия наук присудила
ему высшую денежную премию за работу "История
Воронежского земства".
По поручению кубанского наказного атамана он
принял участие в обработке сборника "Кубанское
казачье войско. 1696-1888" - написал для него
очерк "История Кубанского казачьего войска".
Ознакомившись с ним, наследник престола Николай
Александрович нашел его достойным награды,
подарил автору золотой жетон и перстень с
бриллиантом. Став императором, Николай II
высказал пожелание, чтобы Щербина был назначен
начальником "Экспедиции по исследованию степных
областей".
Административные власти смирились с пожеланием
царя, и бывший ссыльный приступил к выполнению
задания.
Наделённый широкими полномочиями Ф.А. Щербина
ездил по империи, знакомился с бытом и
настроением казаков Сибири, Урала; материальным
положением кочевников Средней Азии.
Позже Щербина писал, что повсюду у казаков
обнаруживается тяга к объединению всех казачьих
войск - в целях защиты общих интересов. И
- особенная, почти родственная симпатия ко всем
представителям казачьего народа: "Я казак и ты
казак - мы свои".
Результаты работы экспедиции -
десять томов описаний и выводов.
В 1902 г. Ф.А. Щербину обвиняют в политической
неблагонадёжности. Он вместе с членами
Воронежского земства пытался публично обсуждать
общегосударственные вопросы, крестьянский - в
частности.
В докладной записке комиссии Воронежского
уездного комитета о нуждах с/х промышленности
Щербина писал: "Первым и самым существенным
условием предотвращения окончательного подрыва и
упадка сельскохозяйственной промышленности
должно служить обеспечение свободы личности", и
ее "необходимо поставить в условия,
способствующие наибольшему проявлению
способностей и развития, для чего важно также и
развитие самодеятельности общественности -
развитие земского самоуправления и
самодеятельности земледельческого населения,
создающего сельскохозяйственную промышленность".
Эти суждения не понравились властям. В 1903 г.
Щербина выслан под надзор полиции в своё имение
Джанхот.
В период Первой русской революции Ф.А. Щербину
избирают в состав Войсковой казачьей Рады,
созданной для рассмотрения земельных вопросов. В
1907 г. его избирают депутатом II
Государственной думы. В это время он активно
работает над изучением истории Кубанского края:
появляются "История земельной собственности у
кубанских казаков", "Рабочие на Кубани",
"Колонизация Кубанской области", "Общинный быт и
землевладение у кавказских горцев", "История
самоуправления у кубанских казаков", "Земельная
община кубанских казаков", "История Кубанского
казачьего войска".
В 1918 г. Щербина возглавляет
финансово-бюджетную комиссию Кубанской
Законодательной Рады, работает профессором
только что созданного Кубанского
политехнического института.
В марте 1920 г. он покидает Кубань - в составе
казачьей делегации выезжает в Югославию,
сопровождая регалии Кубанского казачьего войска.
Умер Федор Андреевич 28 октября 1936 г. в Праге.
Похоронен в православной церкви на Ольшанском
кладбище.
Наибольший интерес для нас представляет
фундаментальный труд Ф.А. Щербины "История
Кубанского казачьего войска". Работа,
выполненная по заказу наказного атамана Я.Д. Маламы, требовала колоссального труда. Были
изучены огромнейшие фонды архивов различных
городов страны.
"История Кубанского казачьего войска" -
до сих пор непревзойдённый труд не только по
истории казачества, но и по краю в целом. Нет
практически ни реки, ни горы, ущелья, кургана,
укрепления или античного городища, которые были
бы упущены автором. Каждый из нас найдёт
повествование и о родном для себя уголке Кубани.
Прочитает, поинтересуется… И -
возгордится! Читатель имеет шанс узнать об
истории станиц и поселений, о родных фамилиях, о
ратных подвигах казаков в запорожский и
кубанский периоды.
Здесь - образные портреты атаманов, прежде нам,
может быть, и неизвестных, но достойных памяти и
славы; и вопросы быта и устройства войска… Всё
это способствует обострённому восприятию
материала, позволяет осознать себя частицей
казачьего мира, наследниками которого мы
являемся, - и стремимся быть достойными славы и
подвигов предков, равняться на них. А это для
нас, нынешних казаков, своего рода эталон,
пускай и недостижимый…
История Кубанского казачества с его героями и
подвигами стала отныне не только доступна для
нас, но и возрождает нашу историческую,
генетическую память.
Труд историка и захватывает, и заставляет
задуматься не только о прошлом, но и о дне
сегодняшнем. Кто мы? Что из себя представляем?
Сохраним ли свою самобытность? Или размоемся,
исчезнем?… Что ж -
и эти вопросы формируют самосознание нынешнего
поколения казаков, а без него немыслимо наше
возрождение.
Именно из работ Щербины мы узнаем об общинном
характере земледелия казаков. Вопрос этот до сих
пор актуален и важен. Традиции землевладения и
землепользования казаков Кубани и в настоящее
время определяют принципы нынешнего казачества:
земли сельхозназначения не должны вовлекаться в
рыночный оборот!
Осознавая себя наследниками земли, жалованной
нашим предкам, сбережённой ими, мы не можем
мириться с тем, что Кубань стала объектом
финансовой интервенции - как правило, не
кубанцев. Но мы по-прежнему придерживаемся наших
принципов. Так будет и впредь.
Второй том "Истории…" посвящён Кавказской войне
-
явлению, полному трагизма и для казаков, и для
горцев. Но она полна и обилием фактов героизма с
той и другой стороны. Военные действия и набеги
сочетались с экономическими и культурными
связями горцев и казаков. Всё это заставляло
извлекать из истории урок, и он извлечён нашими
дедами: жить в мире и согласии -
лучше достойнее, чем воевать на истребление друг
друга.
Этот урок Кавказской войны в начале ХХ в. не
позволил Гражданскую войну на Северо-Западном
Кавказе низвести до войны этнической, наиболее
жестокой. У нас война носила классовый характер,
с вовлечением в нее по обе стороны баррикад
казаков и горцев. В то время как на
Северо-Восточном Кавказе война Гражданская имела
отчасти и этнический характер… Это отразилось и
на поведении терских казаков в период Чеченской
войны.
Мы же, кубанцы, и сами не поддались попыткам
втянуть нас в конфликт, и соседние горские
народы остались верны России -единству страны,
общей нашей Родины.
Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А.
Щербины и современность». Краснодар, 2004 год