Странное сочинение
под заголовком "Первый манифест футуризма"
опубликовала популярная парижская газета
"Фигаро" 20 февраля 1909 года. Автором
теоретического опуса и вдохновителем
движения был итальянец Филиппо Маринетти
(1876 -- 1944), в дальнейшем рьяный
сподвижник дуче Бенито Муссолини...
Как всякая
сильная инфекция, обусловленная
благоприятной средой, футуризм быстро стал
находить своих адептов и поклонников среди
незаурядных молодых людей. Вскоре
познакомилась с ним и русская подражательная
молодежь, падкая до всего "заграничного". В
Петербурге таким новатором стал Игорь
Северянин, издавший в 1911 году свой "Пролог
эгофутуризма", а в Москве -- целая группа
новоявленных последователей: братья Бурлюки,
В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, Б.
Лившиц, В. Каменский.
Вслед за
своим идейным вождем Маринетти,
декларировавшим аморализм, жестокость и
насилие, русские последователи итальянского
теоретика, давая волю своей "космической
натуре", с присущим ей максимализмом пошли
еще дальше -- стали отрицать вся и все на
свете Божьем, все вековые культурные
ценности, став до мозга костей нигилистами и
отщепенцами родной земли. В 1913 году
Филиппо Маринетти, узнав, что в России
появилось немало его последователей, лично
прикатил к ним с пропагандистскими лекциями.
Ну как же было не воспрянуть духом
Маяковскому и Кё? И они, молодые и дерзкие,
предприняли свой скандальный вояж по городам
и весям отечественным...
В декабре
они очутились в казачьем Екатеринодаре с
целым рядом театральных выступлений. И
первое из них состоялось 2-го числа,
открывшись "гениальной трагедией" господина
Маяковского под названием "Владимир
Маяковский". Любопытные зрители, падкие до
сенсаций, пришли и увидели, как по сцене
бродят, словно в тумане, какие-то нелепо
разрисованные фигуры, а главный герой,
наряженный в желтую полосатую кофту (это сам
автор "эпохального шедевра"!), декламировал
непонятные вирши:
-- Там,
где у человека вырезан рот,
У многих
вещей пришиты уши! --
и смех и
грех!.. Рецензент заключал свою информацию
вполне резонной репликой: "Все выступление
футуристов возбуждало только чувство жалости
и досады"1. И следующий номер
гостей -- опера В. Хлебникова "Победа над
солнцем" -- был курьезен, вызывающ и
непонятен публике. Снова по сцене
разгуливали, как писал критик, "какие-то
чучела в костюмах, похожих на одежду
средневековых палачей", и изрекали разные
нелепости, явно рассчитанные на эпатаж и
общественный скандал. За кулисами кто-то
весьма усердно барабанил на рояле. И весь
ансамбль хором пел куплет:
Я ехал
налегке.
В прошлом
четверге.
Жареная
котлетка,
Толстая
картошка...
Пролог "Чернотворческие
вестушки" читал А. Крученых, стоя на фоне
эффектного театрального занавеса --
обыкновенной простыни с намалеванными на ней
"портретами" самого чтеца-декламатора,
живописца К. Малевича и издателя М.
Матюшина.
-- Бытавы,
укравы, мытавы, -- натужно извергал из себя
самодеятельный артист.
-- Не
греет дохлое вымя красной зари!!!
Глаза
лунатика обросли чаем...--
"Победа
над солнцем", как сообщалось, кончилась
"полным поражением футуристов-актеров, так
как шиканье и свист превратились в целую
бурю"2.
Правда,
кто-то робко пытался вызвать "автора" сей
оперы. Но другой зритель остроумно прервал
его:
-- Автор
-- в сумасшедшем доме!..--
Тем и
завершились гастроли русских футуристов в
казачьем граде на Кубани. Екатеринодарцы
говорили:
"С жиру бесятся, паразиты!".
Казаки
отвергли футуристов как нечто сатанинское.
Как не вспомнить здесь отношение великого
Репина к футуристам: он, весьма миролюбивый
человек, испытывал "желание отделать этих
шутов как следует, чтобы до новых веников не
забыли".
На
переломе эпох по какому-то неписанному
закону поднимается со дна вся нечисть, муть
и хлам, отбросы житейского моря. К
сожалению, Россия вновь переживает это
страшное время, когда все ведьмы, сидевшие
семьдесят лет в своих щелях, вылетели вдруг
на метлах изо всех печных труб и устроили
шабаш. Вновь царят бескультурье, невежество,
ворожба, обман, насилие, разврат. И
появилась масса борзописцев, изо всех сил
старающихся преуспеть в развале культурного
наследия русского народа. Обществу пора
очнуться и взглянуть правде в глаза. Доколе
ж терпеть и ждать лучшего? Необходимо
бороться и напрочь отмести все наносное,
чуждое, разлагающее и пагубное...
Примечания:
1.
Кубанские областные ведомости. -- 1913. -- 8
дек.
2.
Там же.