— Андрей,
вы не из музыкальной семьи. За кулисами не росли и с детства о карьере
оперного певца не мечтали. Когда и почему решили связать свою судьбу с
академическим пением?
— Я родился
в простой рабочей семье. Хотя песню у нас в доме всегда любили. Пусть
пели непрофессионально, но от души. Наш род идет от запорожских казаков,
отец - кубанский казак, который родился в казачьей кубанской станице Бриньковской.
Но из-за разных жизненных перипетий мои родители оказались в Ульяновске
— в городе-колыбели вождя пролетариата, где я и родился. Кстати, в
октябрята и пионеры меня принимали в Музее Ленина. А когда стал
комсомольцем, то даже в почетном карауле стоял у его памятника. Сегодня
вспоминаю об этом и кажется, что не со мной это было...
Я с детства
любил слушать украинские народные песни. Когда стал старше, то покупал
пластинки и собрал большую их коллекцию. Заучивал песни наизусть и пел.
Причем пытался подражать моим кумирам: Энрико Карузо, Федору Шаляпину,
Борису Гмыре. Мне нравилось брать высокие ноты, а потом переходить на
низкие регистры и краем глаза наблюдать, какое впечатление мой вокал
производит на слушателей. Взрослые говорили, что я артист, а сверстники
называли клоуном. Мой путь на сцену начался с самодеятельности, еще со
школьной скамьи. Особенно хорошо у меня получались пародии на эстрадных
артистов. Я очень гордился своим умением рассмешить зрителей. Первыми
моими слушателями стали старшие сестры. Я устраивал для них и для друзей
целые спектакли. На Рождество переодевался в мамину шубу, красился и
ходил к соседям, распевая разные песни. Особенно радовался, когда меня
не могли узнать, а от розыгрышей зрители хохотали.
Однажды по
радио услышал арию Фигаро из оперы «Севильский цирюльник». Я был
потрясен. Упросил маму дать деньги, тут же побежал в магазин и купил
запись этой оперы Дж. Россини. Я мог слушать ее часами. Выучил все
партии (даже Розины) наизусть. Когда к нам в дом приходили гости, то
выдавал свой репертуар. Мама, видя мое увлечение, не возражала, чтобы я
поступил в музыкальное училище. Кроме занятий по игре на баяне я
записался на факультатив по вокалу. В то время я пел как бас...
—
Подождите, а как же из басов теноры получаются?
— Приехал в
Киев. Поступил в НМАУ (класс В. Тимохина). Именно Владимир Ильич
определил, что у меня голос тенора, а не баса. Я удивился: «Как же так,
ведь я не беру высокие ноты?!» А Тимохин смеется: «Прищемим — и
возьмешь»! Пришлось переучиваться. Через месяц я уже пел как тенор. Мне
повезло, что попал в руки к прекрасному педагогу. Тимохин вырастил целую
плеяду оперных певцов: Александр Дяченко, Владимир Кузьменко, Михаил
Дидык, Мариян Талаба и др. Вы знаете, то, что я стал солистом Оперы, во
многом случайность, зигзаг судьбы, но я благодарен ей, что моя жизнь
связана с театром, оперой.
Судьбоносной стала моя встреча с Анатолием Борисовичем Соловьяненко. Я
уже учился в Ульяновском музыкальном училище. Подрабатывал в ресторане,
играя на бас-гитаре. Увлекался эстрадой. Как-то в училище увидел афишу,
сообщающую о концерте Соловьяненко. Очень понравилось его выступление, и
я решил, что нужно услышать профессиональный совет: стоит ли мне
заниматься вокалом. Узнал, где остановился Анатолий Борисович. Купил
цветы. Стучу в дверь. Открывает Соловьяненко. Совсем не звездный
небожитель, а худенький мужчина в синих спортивных штанах. Я с порога
тараторю, что обожаю петь украинские песни и предлагаю, чтобы Анатолий
Борисович меня прослушал. Даже что-то начал петь, но увидел, как
погрустнел Соловьяненко. Теперь я понимаю, что он был уставшим после
концерта и наверняка во многих городах певца осаждали с подобными
просьбами разные «таланты». В общем, своим вокалом я его не потряс.
Анатолий Борисович дипломатично сказал, что мне еще нужно многому
учиться. Я прислушался к его совету и поехал в Киев... Кстати, когда я
стал работать в Киевской опере, то мы вновь встретились с Соловьяненко.
Он меня вспомнил. К сожалению, в спектаклях мы с ним не пересеклись
(очень скоро он ушел из театра), а на концертах неоднократно выступали.
Я всегда старался внимательно послушать, как он поет. Анатолий Борисович
был супермастером вокала. На сцене он преображался и всегда
фантастически пел. И титул «украинский соловей», как его называли
иностранные критики, носил вполне заслуженно. Он прославил не только
свое имя, но и наш театр, страну...
— Вы еще
студентом консерватории стали выступать в Киевской опере. А в каком
спектакле состоялся ваш дебют?
— В опере
Доницетти «Лючия ди Ламмермур» я исполнил роль Эдгара. Фактически на
оперную дорогу меня вывел Олег Михайлович Рябов (увы, ныне покойный).
Это был блестящий дирижер, тонкий интерпретатор музыки. Вышло так, что в
стажерскую группу меня зачислили в конце сезона. Перед отпуском Рябов
мне сказал: «Возьми клавир и учи». Я быстро учу. Читаю с листа, так как
по первой своей профессии музыкант, а потом вокалист. Но было лето,
затем сентябрь, т. е. времени — море. Ноты вообще куда-то забросил... И
вот отпускная кампания закончилась. Вывесили репертуар. Смотрю на афишу
и вижу, что 18 октября стоит спектакль «Лючия ди Ламмермур». Только
подумал, что надо клавир поискать, как меня зовут к телефону и Олег
Михайлович интересуется успехами. Не моргнув глазом, говорю, что
разбираю ноты. Рябов выслушал меня и назначил на полдень следующего дня
урок, пообещав прийти и послушать. Я бегом примчался домой, заперся в
туалете и, аккомпанируя на баяне, выучил партию Эдгара за несколько
часов. На репетиции пел с листа. Дирижер спросил, сколько мне
потребуется времени, чтобы все выучить. Я попросил две недели. Рябов дал
срок неделю. В итоге я с перепугу выучил все за три дня. Можно сказать,
что это рекорд.
— Артисты
по своей природе «нарциссы». Но с другой стороны, ведь голос — это их
драгоценность. Вы же перед выступлением вместо закутываний шарфом
мороженое едите. Разве так можно поступать вокалисту?
— Я еще
холодной водой ежедневно обливаюсь... У каждого человека свой организм.
Я знаю свои возможности. Считаю, что вести себя как мимоза из
ботанического сада не годится. А те люди, которые не пьют и не курят,
многого лишаются в жизни. Например, знаменитый певец Джильи обожал вино,
но утром никогда не пел. Он доводил режиссеров и дирижеров до белого
каления, не являясь на утренние репетиции. Певец говорил, что по натуре
он сова, а не жаворонок. На сцене появлялся во второй половине дня.
Певческий пик к нему приходил вечером. Во время спектакля он был царь и
бог. Я тоже считаю, что голос должен проснуться. Сначала нужно
разговориться, потом распеться. Я, конечно, как Джильи, репетиции не
срываю, но и не пою во всю мощь по утрам. Кое-кто из моих коллег перед
выходом на сцену разогревает горло коньяком. Если они считают, что это
помогает, — пожалуйста. Мне такой допинг ни к чему.
— Сегодня в
Национальной опере огромный штат солистов (70 певцов). Понятно, что всех
занять в текущем репертуаре трудно. Поэтому возникают обиды. Каждый
хочет чаще выступать. Вас ситуация, когда коллеги дышат в спину, не
раздражает?
— В театре
есть, была и всегда будет конкуренция. Каждый раз, выходя на сцену,
нужно доказывать, что именно ты лучший. Ведь в опере, как на эстраде, за
фонограмму не спрячешься. Только живой голос. Жизнь артиста оперного
театра зависит от дирижера, режиссера, которые должны тебя увидеть в
роли. Бывают периоды, когда необычайно везет. Ты готовишь новые партии,
тебя задействуют в премьерах, вводят в спектакли, но ведь бывает и
полоса полного штиля. Простой может затянуться. Тут важно не раскисать,
не становиться в позу обиженного. Во-первых, надо постоянно быть в
хорошей форме, готовым к тому, что в любой момент ты окажешься нужным и
незаменимым. Во-вторых, можно самому расширять свой репертуар
(разучивать новые партии, готовить концертные номера). Вы знаете,
артистов часто сравнивают с детьми, и это верно потому, что нам всегда
хочется быть самыми любимыми, самыми талантливыми. Это заложено в самой
профессии. И голод на новые роли у нас постоянный. У нас в театре, к
сожалению, нет четкого разграничения, кто и что будет петь. Появляется
новичок, и нет гарантии, что он постоянно будет занят в репертуаре. Есть
и любимчики того или иного дирижера, режиссера. Порой артисты попадают в
кабальную зависимость. Могут по несколько лет не выпускать на сцену, а
потом приказом их назначают петь партию. Но ведь без постоянного
сценического тренинга артист чахнет. Появляется боязнь публики,
развиваются личные комплексы. Вроде ты должен радоваться, что получил
новую роль, а она не получается. Вот вам и нервы, срывы, обиды. Ведь не
секрет, что в каждом творческом коллективе есть свои кланы. Если ты
репетируешь с одним, то другой тебя не возьмет в свою команду. И еще: на
первый взгляд, теноров в театре много, а постоянно поют человек пять-
шесть. Кто-то из солистов только числится в штате, некоторые работают по
договору, выступая лишь в конкретных спектаклях, а есть те, кто, подобно
рабочей лошадке, тянут воз Киевской оперы. Сегодня публика идет на
спектакли, а не на конкретного исполнителя, и дирекцию это устраивает.
Не нужны специальные афиши. А так поступать неправильно. У нас в театре
есть талантливые артисты, и их надо подавать, как на Западе, как
премьеров. А то спросите публику: кого из артистов Киевской оперы они
знают, и вы услышите имена Евгении Мирошниченко и Анатолия Соловьяненко...
Звезды надо зажигать, тогда они будут ярко светить, радуя своим талантом
слушателей.
— Андрей,
несколько лет назад состоялся дебют трех украинских теноров. Сегодня уже
ни одна торжественная программа не обходится без вашего трио. Как
возникла идея его создания?
— Спонтанно
получилось. Это был 1996 или 1997 год. По ТВ показали концерт Каррераса,
Доминго и Паваротти. Блестяще выступало это трио. Я после программы
поймал себя на мысли, что и наши артисты поют не хуже... И вот после
закрытия Дней культуры Казахстана в Украине проходил банкет. Меня
попросили спеть для гостей. Я увидел на фуршете Мишу Дидыка и казахского
тенора (к сожалению, позабыл его имя). Обстановка была неофициальная, и
я подозвал их к себе. Предложил спеть «Дивлюсь я на небо» вместе. Мы
договорились, кто какие строчки исполняет, и так выдали, что слушатели
прекратили есть и пить! Публика от нашего международного трио была в
восторге. В ту пору торжественные концерты готовил Борис Шарварко (ныне
уже покойный). С легкой руки Бориса Георгиевича появилось украинское
трио теноров. Наше выступление стало «изюминкой», его с нетерпением
ждали зрители. Вот только состав трио менялся. Я, как автор идеи, пел
всегда, а моими партнерами бывали разные певцы: Дидык, Дяченко, Гурец,
Гришко, Попов и др. К сожалению, нет у нас продюсерской жилки. Мы не
застолбили свой бренд «украинское трио теноров», чтобы он ассоциировался
с конкретными именами. Получалось, что концерт прошел — и все
разбежались. У нас у каждого свои планы, спектакли, гастроли. Режиссеры
концертов тасовали нас, как хотели. Мне приходилось спорить. Ведь есть
дуэт братья Приймаки (Петр и Павел, мои коллеги по Опере) или рок-группа
«Братья Карамазовы», и там нет чехарды в составе. А нас, теноров,
приглашали из театра на концерт и перед выступлением просили спеть.
Считали — какая разница, кто? На сцене три певца. Пусть и поют, корона с
них не упадет. Правда, сейчас трио выступает уже стабильно: Александр
Гурец, Дмитрий Попов и я.
Вообще, к
украинским артистам отношение какое-то панибратское. Я смотрю, как
раскручивают Николая Баскова, и поражаюсь близорукости публики. Его
подают, как оперную звезду. А на самом деле певец-то он слабый. С его
данными нужно выступать только на эстраде, а не в опере. Поэтому он и не
задержался в Большом театре. Дело не в верхних нотах, а в тембре,
фразировке, умении передать голосом образ героя, который ты исполняешь
на сцене. Хотя чисто внешне Николай — парень симпатичный. Дамы
бальзаковского возраста буквально млеют только от его вида. А вы
послушайте басковский репертуар. Ведь Николай берется исполнять
классические произведения, а половины слов не знает (это касается
иностранных произведений). У него практически в каждой фразе ошибки. И
никто не говорит об этом. Зато СМИ величают его «золотым голосом России».
Уши вянут такое слушать. Зато имиджмейкеры у Баскова — супер! Каждый его
шаг подают как событие планетарного масштаба. Недавно меня попросили
исполнить в концерте известную песню «Памяти Карузо». Штудирую текст, но
две строчки, как заколдованные — не могу запомнить. На фестивале «Звезды
планеты», который проходил в Ялте, вел концерт известный российский
музыковед Святослав Бэлза. Видя, как я мучаюсь над текстом, он сказал:
«Молодец, что не халтуришь. Уважаешь публику. Если бы выступал Коля
Басков, то он поступил бы просто: пел подобие итальянских слов и не
мучился». Слова Святослава Игоревича меня поддержали, и текст вдруг сам
собой запомнился. Я тоже считаю, что нельзя обманывать публику. Пусть в
зале будет только один человек, понимающий по-итальянски, но я буду петь
так, чтобы он понял, о чем я пою.
— Андрей, у
вас есть режиссерская жилка. Не хотелось бы попробовать себя на поприще
постановщика?
— Очень
хочу. Возможно, поступлю на режиссерский в какой-нибудь вуз. Глядишь,
через пару лет составлю конкуренцию нашим режиссерам в театре. Шучу,
хотя... Я очень люблю наш театр. Мне даже кажется, что если бы я из него
ушел, то умер бы. Я представляю, какую огромную боль и постоянную рану в
сердце имел А.Б. Соловьяненко, когда покинул Оперу. Не дай Бог
кому-нибудь пережить подобное...
Татьяна ПОЛИЩУК
21 октября 2004 год. |