Странная судьба… страшная судьба казачества…
Мы приводим
специально две противоположные точки зрения на роль казачества в
гражданской войне: белогвардейскую и коммунистическую, при всем
разночтении они сходятся в одном: казаки были обречены как социальная
группа. Но вот тут начинается страшное противоречие: упраздненное в 1920
году как социальное явление, казачество, оказывается, продолжало
существовать! Иначе чем объяснить его появление в 1936 году? Казаки,
истребляемые в гражданскую войну и многие годы спустя, казаки,
скрывавшие свое казачество, заполнявшие собою все поры ГУЛАГа,
«показали
высочайшие образцы самоотверженности и героизма»
в Великой Отечественной
войне.
Кроме
физического уничтожения, нас старались истребить и духовно. Методично
искажался исторический облик казака, нагнеталась ложь. Вот, например,
такие строки из газеты 1919 года 4 февраля
«Известия
ВЦИК»: «Казачья
масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон
этой массы приходится заметить большое сходство между психологией
казачества и психологией зоологического мира».
«В ухе у казака
обыкновенная серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть
казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого
сорта кольцеобразного приспособления».
Это не бред
сумасшедшего. Автор статьи либо Троцкий, либо Главнокомандующий всеми
вооруженными силами республики Вацетиес. Опубликованная в центральной
прессе, эта ложь стала еще одной строкой в приказе ко всем силам
республики: «Убивай
- казаки не люди!».
Мы не станем говорить о том, как исполнялся этот
приказ. Это помнят в каждой семье, это рубец в каждом казачьем сердце!
Но мы - христиане, мы выше мести и даже выше злобы!
Мы хотим
другого: рассказать об основах нашей психологии, нашей культуры, нашей
демократии, и пусть потомок тех, кто убивал нас, топил в крови наши
нивы, грабил, насиловал, сжигал… ужаснется делам предков своих и поймет,
что нынешнее состояние России - естественный исход того страшного
разорения, которое пережила она и в экономике, и в духе.
Мы ж
припомним наши главные заповеди, заветы предков и воскликнем с
гордостью: «Слава
Тебе, Господи, что мы - казаки!».
Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял
триаду: «Казаком
нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь
Царствие Небесное и Славу в потомках!»
Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня
нуждается в расшифровке.
«Казаком
нужно родиться!» -
первая часть
триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное
самосознание и культуру, наше право на собственную историю и ее
трактовку.
Однако
предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих
постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться
казаком.
Так, одного
казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно,
ибо сказано: казак - это состояние духа! Это образ мышления и норма
жизни.
«Казаком
нужно стать!»
- принцип,
подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому
должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат
повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе.
Так, не казак по рождению мог казаком стать! То есть жизнью, достойной
идеала, заслужить право войти в казачество. Службой и Страданиями
заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не
требовалось, чтобы он отрекся от своего народа!
Казачество
- это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше
служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил
служение Христианству и Добру, самое тяжелое служение - служение
воинское!
Недаром
наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего
«
к а з а к
»
таким, чтобы оно одинаково читалось как справа налево
христианами, так и слева направо мусульманами, чтобы все, независимо от
знаний и веры, правильно понимали, что такое казачество.
Третий
постулат «Казаком
нужно быть!»
подчеркивает самое главное в
нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как
постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у
Господа Царствие Небесное.
Казачество
немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к
земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном
служении народу христианскому.
Каждый
казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него
Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим
Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так
понимаем смысл своего пребывания в этой жизни.
Итак,
каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком
должен помнить и следовать главным принципам казачьей нравственности,
которое в основе своей имеет нормы христианской морали и состоит в
следующем:
Господь
сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны, и нет
народов больших и малых! Потому никогда не гордись казачеством! Никогда
не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и
открыт всем - как аукнется, так и откликнется! Помни, по тебе судят о
народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не
подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не
гордись! Помни, что каждое твое слово - слово народа твоего, да не будет
оно в осуждение его!
Сказано:
«Несть
ни князя, ни раба, но все рабы Божии!»
Да не будет тебе,
казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушен, но помни
- душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в нее зло
человеческое!
Пуще всех
благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни: воля твоя в воле
Божьей, а потому, свободно выбрав путь свой, служи верно! Помни: воля не
своеволие! Лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые -
всегда добрые - потому как они сильны!
Не мсти!
Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив!
Сказано Господом: «Мне
отмщение, и Аз воздам!».
Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не
владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
Никогда не
воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага -
будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и
милосердным сердцем, иначе, чем остановим мы ненависть человеческую!
Прощай
врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть, и Господь
продлит дни твои в мире и радости!
Вступая в
любое казачье общество не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а
вступивши, служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да
будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.
Соблюдай
правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но
объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда
станица - любое казачье объединение - станет домом тебе, отцом и матерью
твоими. |