ДРЕВНЕРУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА ХVI ВЕКА |
ПОВЕСТЬ О ЛУКЕ КОЛОЧСКОМ
ЗАВЕЩАНИЕ НИЛА СОРСКОГО
ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ, ЦАРЕВИЧЕ ОРДЫНСКОМ
ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ
СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ - "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"
НИЛ СОРСКИЙ - "ПОСЛАНИЯ"
ПОСЛАНИЕ ИГУМЕНА ПАМФИЛА
ПОВЕСТЬ О СПОРЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
ПОСЛАНИЕ ИОСИФА ВОЛОЦКОГО КНЯГИНЕ ГОЛЕНИНОЙ
ПОУЧЕНИЕ ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ
ПОВЕСТЬ О СТАРЦЕ, ПРОСИВШЕМ ЦАРСКУЮ ДОЧЬ СЕБЕ В ЖЕНЫ
ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ
ПОВЕСТЬ О ЦАРИЦЕ ДИНАРЕ
СКАЗАНИЕ ОБ АРИСТОТЕЛЕ
ПОВЕСТЬ О ТИМОФЕЕ ВЛАДИМИРСКОМ
ОТВЕТ КИРИЛЛОВСКИХ СТАРЦЕВ НА ПОСЛАНИЕ ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
ОБ ОСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ
ВИДЕНИЕ ХУТЫНСКОГО ПОНОМАРЯ ТАРАСИЯ
ПОВЕСТЬ О БОЛЕЗНИ И СМЕРТИ ВАСИЛИЯ III
ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ
ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К МИСЮРЮ МУНЕХИНУ О
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДНЯХ И ЧАСАХ
СТИХИ ПОКАЯННЫЕ
ПОКАЯНИЕ ЧЕРНЕЧЕСКОЕ СВЯТОГОРСКОЕ
МАЛАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ И.С. ПЕРЕСВЕТОВА
БОЛЬШАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ И.С. ПЕРЕСВЕТОВА
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО
ПИСЬМА ВАСИЛИЯ ГРЯЗНОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
СТЕФАНИТ И ИХНИЛАТ
СОЧИНЕНИЯ ЕРМОЛАЯ ЕРАЗМА
ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ
ПЕРЕПИСКА ФЕДОРА КАРПОВА С МАКСИМОМ ГРЕКОМ
ПОСЛАНИЕ ФЕДОРА КАРПОВА МИТРОПОЛИТУ ДАНИИЛУ
ПОСЛАНИЕ ФЕДОРА КАРПОВА ИНОКУ ФИЛОФЕЮ
Д. ТОПОРКОВ. НАДГРОБНОЕ СЛОВО В ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО
ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
ДОМОСТРОЙ
НАЗИРАТЕЛЬ
ТРАВНИК
ЛЕЧЕБНИК
ГАДАЛЬНЫЕ КНИГИ
РАССКАЗ О БОЛЕЗНИ ЦАРСКОЙ 1553 ГОДА
ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ И МОЛИТВОСЛОВИЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА
ГРОЗНОГО
ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА
ВАСИЛЬЕВИЧА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО
ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ
ТРОИЦКАЯ ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ
СОЧИНЕНИЯ МАКСИМА ГРЕКА
ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК
ЧАШИ ГОСУДАРЕВЫ ЗАЗДРАВНЫЕ
ПОВЕСТЬ ОБ АНДРЕЕ КРИТСКОМ
ХОЖЕНИЕ АВРААМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО |
|
|
Древнерусская литература
По
состоянию на начало XIX века древнерусская литература исследована слабо,
несмотря на то, что исследовались они крупнейшими представителями академической
науки. Многие памятники не изданы. Не закончено издание «Великих Четьи-Миней»,
не издан «Еллинский и Римский летописец», научно не издан «Пролог»,
большинство сборников устойчивого состава и некоторые летописи. Только частично
напечатаны произведения Симеона Полоцкого; нет научных изданий многих знаменитых
памятников древнерусской литературы.
Отдельные рукописные собрания памятников недостаточно или
вовсе не описаны. Крупнейшие литературные собрания и произведения хранятся в
Москве, Санкт-Петербурге, Киеве; менее крупные имеются в Новосибирске, Пскове,
Ярославле, Владимире, Ростове, Костроме. В небольших количествах встречаются в
краеведческих музеях, научных библиотеках университетов, архивах, у
коллекционеров и старообрядцев.
Наиболее распространённые тип рукописей — сборники. Писец переписывает
произведения по какому-то признаку в тетрадь. Но бывало и так, что переплетчик
собирал имевшиеся тетради и переплетал только потому, что они являлись одного
формата или объединялись по содержанию. Такие сборники принято называть
конволютами.
Различаются и сборники определённого (традиционного) содержания, как
например «Златоструй», «Измарагд», «Торжественник» и так
далее; и сборники неопределённого содержания, отражающие индивидуальные вкусы и
интересы того или иного писца или заказчика.
Крупные по масштабам произведения (летописные своды, сочинения по всемирной
истории, патерики, сочинения церковно-служебного характера, прологи — сборники
кратких житий святых и т. д.) переплетались в отдельные книги.
Чувство авторской собственности не было развитым и потому
понравившиеся произведения по мере переписывания могли включить в состав других
произведений. Это переписывание роднит фольклор и литературные произведения.
До XI века
Древнерусская литература принадлежит к средневековой
литературе. Большая часть произведений не имела постоянного текста.
Произведения не стремятся поразить новизной, а напротив, успокаивают
привычностью. Творя автор, словно, «совершает обряд»: рассказывает всё в
подобающих церемониальных формах. Он восхваляет и порицает то, что принято
восхвалять и порицать.
XI—XII века
Это век формирования монументально-исторического стиля
литературы. Развитие происходит в двух культурных центрах: Киеве и Новгороде.
Литература того времени полностью рукописна. Создаются первые житие: «Житие
Бориса и Глеба» и «Повесть временных лет» (первый дошедший до нас
памятник летописания).
XIII век
Появляются слова и поучения дидактического типа в поучении к
духовному чаду, где автором является Григорий Философ, так же известный как
«Георгия черноризца Зарубскыя пещеры». Так же появляются риторика в словах,
например, в «Слово святых апостол, иже от Адама во аде к Лазарю».
В киевской письменности появляется новый жанр «проложные статьи», где
описывается жития князей, они отличаются насыщенным фактическим материалом;
продолжают развитие летописно-агиографические статьи. Создаётся книга-сборник
«Пролог». Создан Киево–Печерский патерик, который напомнил русским о былой
мощи Киевского государства и нес идею единства Русской земли.
XIV—XV век
Начинают преобладать исторический жанр, где отражается борьба
феодального прошлого с объединением Руси. В летописях превозносится Москва как
центр объединения. И осуждается политика князей разрушающих единство. В то же
время Новгородские летописные своды выражают антимосковские настроения, однако
история Великого Новгорода связывается с судьбой всего русского народа и эти
веяния пропадают. В процессе сложения единодержавной власти, появляется элементы
романской литературной культуры, несмотря на то, что русская литература ещё не
вступила в общение с западной.
Куликовская битва описана в нескольких памятниках, но лучшей
повестью, как утверждает И.П. Еремин, считается «Задонщина». Былин о
Мамаевом побоище не сохранилось, но их существование подтверждает исследования
сказания о Мамаевом побоище.
Зарождается устная поэзия былинного характера (например,
отрывки фольклорной повести о погибели от татар на Калке «великих и храбрых
богатырей»). Кроме того появляется новый риторический стиль внесённый
исихастами.
Эпос пополняет новыми собственными именами: Куликово поле
(эпическое название любого поля битвы или казни) и Мамай (любой
бусурманский царь). В народной памяти сохраняется не только факт победы, но
и её цена: «Пусто, как Мамай прошел». Появляются, хоть и слабые, описания
характеристик персонажей в «притчи о кралех». Появляется жанр притч.
Так же свою роль в развитии русского исторического
повествования сыграли переведённые византийские хроники Иоанна Зонары и
Константина Манассии. На злободневный вопрос о роли царских советников даёт
повесть о Стефаните и Ихнилате.
Переводится «Похвала к богу». Создаётся «Сводный
патерик». Становится популярной апокрифическая литература. На основании
апокрифов у южных славян (вероятно, в Болгарии) появляется индекс ложных
книг. Чуть позже появляется список книг «истинных» т. е. рекомендуемых к
прочтению, который в окончательном варианте был опубликован в Кирилловской
книге.
Монголо-татарское иго
Татаро–монгольское иго раскололо Русь на восточную и
западную, что нравственно подавило население, которое утратило часть русского
национального наследия. Дополнял картину и факт перехода некоторых татар к
русским и принятие ими христианства. Пока Литовская Русь загораживала Москву от
нападок запада, народное чувство укрепилось в противопоставление святой Руси
поганому востоку. В культурном одиночество это чувство переросло в крайнее
самомнение и начало уже крайне враждебно относиться не только к востоку, но и к
западу (хотя последний ненавидели, может быть и больше, т. к. основное
чувство дополнялось внушенной греками ненависти к латинству).
Создаются «Слово о погибели Русской земли», «Слово
о полку Игореве», «Поучение к попам» и «Правило» митрополита
Кирилла II, «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере».
«Беседа о святынях Царьграда», «Сказание о Мамаевом побоище»,
«Задонщина».
Архиепископ Новгородский святой Василий написал тверскому
епископу Феодору, который учил свою паству, что рай, где жил Адам, более не
существует, а есть только рай мысленный. Василий же опроверг его указания на
сказания о рае на востоке и приводит рассказ «своих детей новгородцев»,
которые видели ад «на дышущем море» и рай за горой, где «написан был
де Иисус лазарем чудным». Но рассказ этот — легенда.
XVI век
Централизация государства сосредотачивает на себе все
духовные силы народа и тем самым нарушает «нормальное» развитие
литературы. Также заторможено «Возрождение». Начинает развиваться
публицистика, внимание читателей и писателей занимает политика государства и
преобразования общества. Наступает пора «второго монументализма», где
доминируют традиционные формы литературы, подавляющие индивидуальное начало.
Также развивается беллетристичность.
XVII век
Век перехода к индивидуальному началу в литературе.
Развиваются вкусы, стили, писательский профессионализм и чувства авторской
собственности, индивидуального и личностного протеста (связанного с
трагическими поворотами в биографии писателя). Также появляется
силлабическая система стихосложения и регулярный театр. |