Они
стоят на первом плане Нижне-Кубанской линии и
служат ей вернейшей опорой. Их положение в
отношении к кордонной линии почти то же, что
положение застрельщиков в отношении к первой
боевой линии. В наблюдении за неприятелем ни
зорче и дальновиднее сторожевых вышек, хоть и не
так высоко, как эти последние, поднимают голову.
На них падает первое взыскание за неподмеченный
издали, не возвещенный впору налет хеджрета и
прорыв психадзе. Они рассеяны по всем постам
особыми товариществами и преимущественно любят
держаться в самых передовых, оторванных от
главной черты широкими излучинами Кубани
притонах, "батареях". Каждая батарея имеет
трехфунтовую сигнальную пушку (через что и
называется она батареей), из которой пластуны
палят "на гасло", на тревогу, когда неприятель
наступает слишком быстро и в больших, открытых
силах.
Узнав место, занимаемое
пластуном на линии, следует познакомиться с его
наружностью и нравственными свойствами.
Это обыкновенно дюжий, валкий
на ходу казак первообразного малороссийского
складу и закалу: тяжелый на подъем и неутомимый,
не знающий удержу после подъема; при хотении —
бегущий на гору, при нехотении — еле плетущийся
под гору; ничего не обещающий вне дела и
удивляющий неистощимым запасом и разнообразием,
бесконечной тягучестью способностей в деле... Мы
позволим себе повторить здесь факт, рассказанный
одним старым кавказским офицером в следующих
словах. При мне служил казак Олекса Цап,
примерно честный и рассудительный человек. В
одном месте пришлось ему порядком побегать по
седельникам и быть свидетелем досады, которую
причиняла мне неудовлетворительная работа плохих
мастеров; причем он обыкновенно молчал. Наконец
я заметил ему с сердцем: "Ты виноват, что все
плохих мастеров мне находишь". — "Я не виноват,
— отвечал черноморец, — что в этом месте нет
дельных мастеров. А если вы меня виноватите, так
я все поправлю и заново сделаю не в пример
лучше..." — "Разве ты знаешь седельное
мастерство?" — "Трохи тямлю (немного смыслю)".
Оказалось, что Олекса Цап — превосходный
седельник и шорник. Расхваливая его изделие, я
не мог не спросить: "Отчего же ты мне прежде не
сказал о своем умении?" — "Але ж вы мене не
пытали (но ведь вы меня не спрашивали)".
Это тяжеловатый и угловатый
камень, которым неопытный и нетерпеливый зодчий
может пренебречь, но который, если его
поворочать на все стороны, может угодить в главу
угла. Из служивых людей различных народностей,
входящих в могучий состав русского воинства,
быть может, черноморец наиболее имеет нужды в
указании, одобрении и добром примере, и потом
этот же черноморец наиболее бывает благодарен и
отдатлив за всякую заботу о нем, за всякую
оказанную ему справедливость и за всякое теплое
к нему чувство. В старых песнях о добрых вождях
казачества слышен просто плач... Сквозь сильный
загар описываемой личности пробиваются
добродушие, которое легко провести, и вместе
суровая сила воли и убеждения, которую трудно
погнуть или сломить. Угрюмый взгляд и
навощенный, кверху вздернутый ус придают лицу
пластуна выражение стойкости и неустрашимости. В
самом деле, это лицо, окуренное порохом,
превращенное в бронзу непогодами, как бы говорит
вам: не боись, перед опасностью ни назад, ни в
сторону! Когда вы с ним идете в опасном месте
или в опасное дело, от его шагу, от его взгляда
и простого слова веет на вас каким-то
спокойствием, каким-то забвением опасности. И,
может быть, отсюда родилось это поверье, что
один человек может заговорить сто других против
неприятельского оружия... Пластуны одеваются,
как черкесы, и притом, как самые бедные черкесы.
Это оттого, что каждый поиск по теснинам и
трущобам причиняет сильную аварию их наряду.
Черкеска отрепанная, покрытая разноцветными,
нередко даже — вследствие потерянного терпения
во время починки — кожаными заплатами; папаха
вытертая, порыжелая, но в удостоверение
беззаботной отваги заломленная на затылок;
чувяки из кожи дикого кабана, щетиной наружу —
вот будничное убранство пластуна. Прибавьте к
этому сухарную сумку за плечами, добрый штуцер в
руках, привинтной штуцерный тесак с деревянным
набойником спереди, около пояса, и висящие с
боков пояса так называемые причиндалья:
пороховницу, кулечницу, отвертку, жирник, шило
из рога дикого козла, иногда котелок, иногда
балалайку, или даже скрипку — и вы составите
себе полное понятие о походной наружности
пластуна, как она есть...
Довольно занимательно это
соседство балалайки и скрипки с бранными
доспехами героя плавней. То ли еще можно видеть
на казацком биваке, в закубанских походах! Не
все же метать громы герою плавней, и ему есть
время и охота побренчать на мусикийском орудии.
"Не всегда натягивает лук Аполлон, и он
заставляет поразговориться молчаливую музу". Не
так давно был вот какой случай. Пограничного
Корсунского куреня пластун Омелько Вернигора во
время домовой льготы возьмет, бывало, ружье и
скрипку и отправится на левую сторону Кубани
охотиться за кабаном и оленем. Покончив с
охотой, зайдет он по дороге в мирный аул (он же
знал шалтай-болтай по-черкесски) и давай
потешать молодежь бойкой игрой на скрипке. За то
его угощали "четлипшем" и подчас ссужали арбой
для перевозки к Кубани убитого кабана. Девушки и
"баранчуки" особенно его жаловали и, если
случалось, что он долго не навертывался в аул,
скучали за ним. Охота за Кубанью требует большой
оглядки, это одно из тех дел, которых даже
мастер боится. Доводилось Омельку раз-другой
накинуть глазом немирных, но это были одиночки,
и он знал, что ему делать. Вместо того чтобы
переменять направление или спешить укрыться, он
держался своей тропинки и еще более выставлялся
на вид. Горцы не видели пользы тратить с ним
время и уходили себе, куда шли. Они подозревали
засаду. Да притом храбрейший из горцев не
откажется немножко струсить, если на него никто
со стороны не будет смотреть, если не случится
свидетелей с длинными языками. Когда нет в виду
добычи, черкес любит, чтобы яркое солнце светило
на его подвиг, чтоб на него смотрели если не
сорок веков, так сорок земляков, у которых ведь
сорок языков. Наконец выпала Омельку Вернигоре
недобрая встреча: шапсути подстрелили его в ногу
и накрыли лежачего, Сидит подстреленный пластун
в глубокой яме в немирном ауле и думает думу,
какую? — он про то знает. Ночи длинны,
попытаться бы выкарабкаться из западни, так нога
совсем не служит. Стало быть, надобно потерпеть
и выждать: Бог же не без милости, а казак не без
доли. Действительно, отважному Омельку не долго
пришлось горевать в неволе. Его вызволила
скрипка. Когда в мирных аулах узнали о плене
пластуна Орфея, тотчас молодые хубхадеды по
просьбе своих "дяхедед-псассе" (иожалуй, сіатез
сіе Іеигз-репзеез) взялись пособить беде и
благополучно выкрали пленника.
Рассказанный случай
принадлежит к самым обыкновенным похождениям
пластунов, которых дело кочевать непрерывно по
обоим берегам Кубани, в лабиринте плавней,
которым задан нескончаемый урок — открывать
неизвестные или вновь являющиеся тропинки в
болотах и броды в пограничной реке, класть и
поверять приметы на всех проходах, схватывать
следы, залегать живым капканом.
Они пускаются в свои трудные
поиски мелкими партиями, от трех до десяти
человек. Искусство пользоваться местностью
по-своему — чуткость, зоркий глаз, выстрел без
промаху заменяют им численную силу. Пластун
скорее теряет жизнь, чем свободу, а если в
недобрую минуту и попадется он в железный
ошейник хеджрета, то скоро из него вырвется —
"выкрутится". Купить в горах порядочному хозяину
пластуна — один разор. Что б ни предложено было
ему работать, у него один отзыв: не умею, а на
уме одна мысль: уйти! Скоро или не скоро
приберет он самый неупотребительный способ
выпутаться из цепи или из колоды, выкарабкается
в трубу очага и все-таки. убежит в свою
кубанскую плавню.
А какое добро в плавне? В
весеннюю и летнюю пору там полно комара и мошки.
Над проходящим или сидящим человеком эти
кровожадные насекомые, жалящие, как крапива,
сгущаются в облако пыли, крутимой вихрем, — и их
усиленное гудение дает заметить сторожкому
психадзе, где приготовлена ему засада. Зима
приносит пластунам неодолимые трудности. Тогда
их скрытные пути погребены под сугробами снегу,
сметаемого в болота с возвышений, тогда их
походы оставляют по следу глубокие отпечатки,
которых ничем не заметешь, тогда обнаженные
камыш и кустарник их не укрывают и конный
хеджрет набегает на них ни оттуда, ни отсюда.
Турецкая армия, как известно, бывает плоше
зимой, чем летом. То же заметно отчасти и в
пластунах. Однако суровые питомцы боевых невзгод
и в зимнюю вьюгу, так и в летний туман идут
бодро и терпеливо навстречу опасности, проводят
в своих отважных похождениях целые сутки сряду,
чутко стерегут приближение врага, и первые
встречают его своими меткими выстрелами, и
первые приносят на посты вести о
"неблагополучии". Замеченные, в свою очередь,
вдали от опорных пунктов и настигнутые
превосходным в числе неприятелем, они умеют так
рассчитать свой огонь, что не скоро дадут
подавить себя многолюдством. Были примеры, что
пять-шесть дружных односумов, неся на своих
плечах многолюдную погоню, в первой попавшейся
им навстречу чаще камыша, осоки, можжевельника
оборачивались, разом прикладывались в
противников и, не открывая огня, приседали, кому
за что пришлось. Этот смелый и решительный
оборот останавливал преследующих. Они вдавались
в опасение засады, начинали осматриваться на все
стороны и открывать медленный, рассчитанный
огонь, на который, однако ж, казаки не посылали
ответа. Ободренные этим молчанием, горцы
принимали движение в обход или бросались
напрямик в шашки с обычным криком, который не
всегда выражает у них увлечение на решительный
удар. Но от страшного, как и от высокого, один
шаг до смешного. В том месте, где казаки
присели, горцы находили только шапки и башлыки,
надетые на сломленный камыш. Пластуны уже
исчезли, как привидение, и горцам осталось
только повторить часто употребяемое восклицание:
"шайтан гяур!"
Ясно, что отправление
подобной службы, во всем ее пространстве и во
всех ее случайностях, не может быть подчинено
определенному наблюдению, уставу и контролю. А
потому пластуны представлены в своих поисках,
засадах и встречах собственной предприимчивости
и изобретательности. Они отдают отчет только в
упущениях. Может быть, из этой отрешенности в
трудном подвижничестве пластуны черпают свои
военные добродетели: терпение, отвагу, сноровку,
устойчивость и на придачу несокрушимое здоровье.
Когда по линии смирно (это бывает обыкновенно во
время полевых работ), они обращают свои поиски в
охоту за диким кабаном, козой, оленем и таким
образом непрерывно держат себя в опытах своего
трудного назначения.
Охота за кабаном требует не
меньше осмотрительности, как поиск за
неприятелем, и учит правилу:
Хоч утека, не все женися.
Два пластуна, отец и сын,
залегли ночью на кабаньем следу в плавне. Только
рассвело, послышались им пыхтенье и хруск:
огромный черный кабан ведет свою семью к
водопою. Пластуны произвели легкий шорох, кабан
насторожил уши и стал как вкопанный. Отец
предоставил себе честь первого выстрела,
выстрелил и поранил, но не повалил кабана — не
угодил старина ни в лоб, ни под лопатку. Свинья
с поросятами шарахнулась назад, а кабан сделал
было яростный прыжок вперед, на первый запах
порохового дыма, но, ощутив рану, тоже повернул
назад и покатил вслед за своим стадом. Отец
продул ружье и стал заряжать, ворча, — успел-де
понаведаться дурной глаз, начинает моя литовка
легчить... А сын со всех ног махнул за раненым
зверем по горячему следу. Видит он кровавую
струйку и слышит звучный треск очерета впереди
себя, да никак не уловит глазом утикающего зверя
— слишком густ был очерет. Пробежал он этак
шагов сотню, кровавый след и торопливый треск
все впереди его... Вдруг что-то сзади толкнуло
его в ноги и больно, будто косой, хватило по
обеим икрам. Повалился пластун навзничь и
очутился на спине кабана. Тряхнул кабан спиной,
махнул клыком и располосовал пластуну черкеску с
полушубком от пояса до затылка. Еще одно
мгновение, один взмах клыка — и свирепое
животное выпустило бы своей жертве все
внутренности, но в это бедовое мгновение
раздался выстрел, пуля угодила в кабанье рыло,
пониже левого глаза, и кабан с разинутой пастью
растянулся на месте, во всю свою трехаршинную
длину. То был выстрел отца молодого пластуна,
так удивительно попавшего на кабаний клык,
лезвие которого чуть ли не острее черкесской
шашки. А удивительного, впрочем, тут ничего нет.
Раненый кабан, чуя за собой близкую погоню и
прикрывая бегство своей самки с детенышами,
бежал-бежал, да вдруг вернулся назад по своему
следу, прыгнул в сторону и сделал засаду на
своего преследователя, которого и подкузьмил
сзади, как скоро тот миновал его. Обе икры
бедняка были прохвачены до кости. "А що, хлопче,
будешь теперь знати, як гнатись, да не
оглядатись", — проговорил старый пластун,
перевязывая сыну раны и журя его за
неосмотрительность.
Дикий кабан кубанских плавней
до четырех лет своего возраста носит рубашку
пеструю — желтые полосы с темными, а в четыре
года (это его совершеннолетие) получает он
сплошную черную и лоснящуюся шерсть. Это
животное моногамное. Самец, как Сатурн, пожирает
своих нововыметанных детенышей, если самка, как
Рея, их не спрячет. Выводы (от восьми до
двенадцати рыл) отделяются от самца и самки не
прежде как по достижении четырехлетнего
возраста. Поэтому кабаны живут большими семьями
и при нападении волков умеют строить неодолимое
каре: сильные впереди, слабые в середине. При
нападении охотника глаза кабана, маленькие и
выразительные, горят гневом, уши ходят ходенем,
углы рта пенятся, длинная щетина на хребте
встает дыбом, и весь вид животного поистине
бывает страшен.
Природа — мой букварь, а
сердце — мой учитель, говорит мудрец; пластун
скажет, что плавня с дикими ее жильцами —его
военная школа, а охота — учитель. И
действительно, в этой школе приобретает он
первый и твердый навык к трудам, опасностям и
самоотвержению, и из этой выучки выходит он
таким совершенным стрелком, что бьет без промаха
впотьмах, не на глаз — на слух. Примеры
подобного стрелецкого совершенства между
пластунами многочисленны, иногда даже печальны.
Приходит иногда в курень с кордонов плачевная
весть, что в темную ночь пластун Левко застрелил
пластуна Илька на засаде, в глухой плавне,
пустив пулю на хруст камыша.
Пластуны принимают к себе
новых товарищей большей частью по собственному
выбору. Прежде всего требуют они, чтобы новичок
был стрелок, затем что на засаде, в глуши, без
надежды на помощь один потерянный выстрел может
повести дело на проигрыш; потом требуют, чтоб он
был неутомимый ходок — качество, необходимое для
продолжительных поисков, которым сопутствуют
холод и голод, — и наконец, имел бы он довольно
хладнокровия и терпения про те случаи, когда
надобность укажет под носом превосходного
неприятеля пролежать в камыше, кустарнике, траве
несколько часов, не изобличив своего присутствия
ни одним неосторожным движением, затаив дыхание.
Иногда — странное наведение! — эти разборчивые и
взыскательные подвижники принимают, не говоря ни
слова, и даже сами зазывают в свое товарищество
какого-нибудь необстрелянного "молодика",
который еще не перестал вздыхать по,"вечерницам"
своего куреня и еще не успел представить ни
одного опыта личных своих служебных достоинств,
но которого отец был славный пластун, сложивший
свои кости в плавне. Вообще пластуны имеют свои,
никем не спрашиваемые правила, свои предания,
свои поверья и так называемые характерства:
заговор от пули, от обпоя горячего коня, от
укушения змеи; наговор на ружье и капкан; "замовленье"
крови, текущей из раны, и проч., но их суеверия
не в ущерб вере и не мешают им ставить свечку
святому Евстафию, который в земной своей жизни
был искусный воин и стрелец, сподобившийся
видеть на рогах гонимого им пустынного оленя
крест с распятым на нем Господом. "Я стану
шептати, ты ж, Боже, ратовати...", т. е.
избавлять, выручать... Вот, сколько известно,
начальная формула заговоров и наговоров. Нельзя
не обратить внимания на самое слово характерство,
которым определяется всякое волхвование на
случайности войны, а особенно заклинание или
знамение, ограждающее воина от раны в бою.
Известно, что подобное суеверие и у французов
выражается словом сагасіеге. Какой ветер занес
название поверья и, может быть, самое поверье с
берегов Сены на берега Днепра, а оттуда и на
берега Кубани?..
Что касается тактики
пластуна, она немногосложна. Волчий рот и лисий
хвост — вот ее основные правила. В ней
вседневную роль играют: след, "сакма", и засада,
"залога". Тот не годится "пластуновать", кто не
умеет убрать за собой собственный след, задушить
шум своих шагов в трескучем тростнике, кто не
умеет поймать следы противника и в следах его
прочитать направленный на линию удар. Где спорят
обоюдная хитрость и отвага, где ни с той, ни с
другой стороны не говорят: иду на вас! — там
нередко один раньше или позже схваченный след
решает успех и неудачу. Перебравшись через
Кубань, пластун исчезает. А когда по росистой
траве или свежему снегу след неотвязно тянется
за ним, он заплутывает его: прыгает на одной
ноге и, повернувшись спиной к цели своего
поиска, идет пятами наперед, "задкует", —
хитрит, как старый заяц, и множеством известных
ему способов отводит улику от своих переходов и
притонов. Как оборотни сказок — что чуднодивно
меняют свой рост, в лесу вровень с лесом, в
траве вровень с травой, — пластуны своими
мелкими партиями пробираются с линии между
жилищами неприязненных горцев к нашим полевым
закубанским укреплениям и оттуда на линию.
Истина общеизвестная что шаг за низовую Кубань —
шаг в неприятельский лагерь, потому что
поселения горцев на самом деле составляют
обширный военный стан, в котором шатры заменены
хижинами, немного, впрочем, отличными от
бивачных шалашей. И какая бдительность, какая
удивительная готовность в этом оседлом лагере!
По первому дыму сигнального костра днем, по
первому выстрелу и гику ночью все при ружье, все
на коне и в сборе. И между тем — истина не менее
известная — в прежние годы, когда еще в горах не
было русских укреплений, а в обществах горцев не
было так называемых "приверженных" к нам людей,
пластуны проникали в самую сердцевину гор,
осматривали местоположения аулов, сторожили за
неприятельскими сборищами и их движениями — и
своим бескорыстным самоотвержением заменяли
продажные, так часто лживые услуги нынешних
лазутчиков.
Во всех обстоятельствах
боевой службы пластун верен своему назначению.
На походе он освещает путь авангарду, или в цепи
застрельщиков изловчается и примащивается, как
бы вернее "присветить" в хвастливо гарцующего
наездника, или, наконец, бодрствует в отводном
секретном карауле за сон ротного ночлега. В
закубанском полевом укреплении он вечно на
поисках по окрестным лесам и ущельям. Его
услужливая бдительность предохраняет пастбища,
рубки дров, сенокосы и огородные работы при
укреплениях, а тем более и самые укрепления от
нечаянных нападений.
Наши закубанские укрепления
снабжены сверх других средств обороны ручными
гранатами про случай штурма. Пластуны придумали
этим праздным снарядам свое особенное
употребление. Пускаясь иной раз в слишком
отважный поиск, они берут в свои сумки несколько
ручных гранат; когда дойдет до тесных
обстоятельств, они зажгут и бросят гранату в нос
шапсугам, а сами — давай Бог ноги. "Нуте ж,
ноги, да не лускайте".
По ныне действующему
войсковому положению (1842 года) пластуны, так
сказать, получили право гражданства в рядах
военных сил Черноморского войска. Они признаны
отдельным родом, и число их определено штатом: в
конных полках по 60, в пеших батальонах по 96
человек в каждом. (Но их много сверх этих
штатных чисел). Вместе с тем в справедливом
уважении к их более трудной и полезной службе
назначено им преимущественное пред прочими
товарищами их жалованье. Жалованье — жалованьем,
а как по казацкой пословице "вовка ноги годуют"
(кормят), то и с вертела пластуна во весь мясоед
не сходит лакомая дичь...